Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса
формирования родительских чувств
1.1. Сущность и понятие родительства
Родительство
как интегральное психологическое образование личности, которое в развитой
форме включает такие категории, как
ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции,
родительское отношение, родительские
чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания.
Связь компонентов между собой осуществляется через взаимообусловливание
элементов их составляющих: когнитивной, эмоциональной и поведенческой, которые
являются психологическими формами проявления родительства.
Когда речь
заходит о родительском отношении, то одним из первых вопросов, которые встают
перед исследователем, является вопрос о формировании этого феномена. В психологической
литературе описывается целый ряд факторов, влияющих на формирование
родительского отношения в онтогенезе. Более подробно описан онтогенез
материнского отношения. По мнению этологов, привязанность, в том числе
материнская, — врожденный биопсихический механизм, объединяющий большинство
видов животных с человеком. В биологии поведения важными для формирования
материнского отношения считается опыт отношений с собственной матерью, опыт
взаимодействия с детенышами до половой зрелости и опыт собственного материнства.
Интересно,
что и психологи выделяют сходные факторы, влияющие на развитие материнского
отношения. Так, Д. Винникот считает, что способность женщины быть хорошей
матерью формируется на основе опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре,
во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной
беременности и материнства. С точки зрения психоаналитиков, первостепенное
значение для принятия матерью новорожденного имеют образы ребенка в ее
воображении. Было обнаружено, что фантазии матери относительно беременности и
ребенка могут вызывать дисфункцию отношений в диаде, нарушая нормальную
привязанность. При этом беременность рассматривается как важнейший сензитивный
период развития материнского отношения, т.к. в этот кризисный момент оживают
внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, и
воздействуют на реальный образ ребенка. Эти конфликты могут включать как
положительные, так и отрицательные проявления «эго» женщины и ее партнера,
продолжение амбивалентных взаимоотношений с ее родителями и сиблингами. Чтобы
во время беременности могло сформироваться чувство привязанности к ребенку,
женщина должна интегрировать реальность и подсознательные фантазии и надежды,
относящиеся к ребенку.
Отечественные
авторы также все чаще обращаются к факторам, влияющим на формирование
материнского отношения. А. И. Захаров выделяет целый ряд условий адекватного
формирования материнского отношения. К ним относятся: «прообраз матери»
(выраженности инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей
женщины), желание иметь детей, установка на них до беременности, положительный
отклик на беременность, нежность к ребенку, чувство жалости и сострадания,
близости с ребенком, а также эмоциональная отзывчивость матери.
Исследования девиантного материнства показывают, что отказ матери от своего
новорожденного ребенка тесно связан с ее взаимоотношениями с собственной
матерью. Будущая отказница отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская
депривация не дала ей возможности осуществить естественный процесс
идентификации с матерью при формировании материнской роли.
Таким образом, и психологи, и этологи согласны в том,
что одним из основных факторов, влияющих на формирование материнского
отношения, является взаимодействие с собственной матерью. Более того,
идентификация с матерью – один из основных механизмов развития материнского
отношения. Мать транслирует своему ребенку модель материнства (и шире –
родительства), существующую в данной культуре в данный момент времени.
Естественно, помимо матери, данная модель усваивается детьми через других
значимых взрослых,
Крен В. Ю. Функциональные роли родительства. — М.,
2001.
Гурко Т. А. Вариативность
представлений в сфере родительства//Социс, 2000. — № 10. — С. 90 — 97.
Гурко Т. А. Вариативность представлений в
сфере родительства//Социс, 2000. — № 10. — С. 90 — 97.
Этика и психология
семейной жизни / Под
редакцией И.В. Гребенникова). - М.: Просвещение, 1984. – 389 с.
|