1 Понятие и особенности формирования имиджа
коммерческих фирм
1.1 Понятие об имидже коммерческой фирмы
Широко рассматриваемое в современной практике понятие «имидж» имеет
множество разнообразных определений. Перечислим наиболее известные. Так, в
психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского дано
следующее определение имиджа: «стереотипизированный образ конкретного объекта,
существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к
конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар,
организацию, профессию и т.д.».
Видный специалист в области разработки коммуникативных технологий
А.Б. Зверинцев дает следующее определение имиджа: «относительно устойчивое
представление о каком-либо объекте». Существует еще множество подобных
определений, но все они отличаются высоким уровнем абстрактности и не дают
четкого понимания того, что же именно представляет собой имидж.
Мы можем согласиться с тем определением, которое предлагает В.М.
Шепель: «Имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании
людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта,
содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об
объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению».
Одним из первых исследователей в области имиджа можно считать Н.
Макиавелли, который обладал так называемым имиджевым мышлением. Специфика
такого типа мышления заключается в том, что его обладатель умеет рассуждать и
осуществлять некоторые действия в межличностном пространстве, с достаточно
высокой степенью достоверности прогнозируя реакции со стороны других людей и
действуя в соответствии с этими реакциями. Такие способности характеризуют
высокий уровень социальности человека и способствуют развитию умению
устанавливать благожелательные отношения с людьми.
В современных условиях, когда формируется рыночная экономика, все
больше и больше предприятий озабочены вопросами восприятия их деятельности
общественностью. В результате современные российские организации создают
специальные подразделения, основной целью деятельности которых является
формирование и управление связями с общественностью. Именно эти подразделения в
большинстве случаев занимаются и формированием имиджа предприятия, под которым
они понимаю некий образ, отношение к предприятию у основных потребителей и
целевых групп общественности.
Естественно, что наибольшую
важность имидж имеет для крупных предприятий, а также для предприятий, широко
известных на рынке. Именно поэтому большинство организаций, масштабы
деятельности которых значительны, постоянно озабочены работой с формированием
общественного мнения, разрабатывают и внедряют собственные методы PR-деятельности, привлекая специальные внешние
агентства, которые профессионально занимаются проблемами формирования имиджа предприятия.
Предприятие может
формировать различный имидж для разных групп общественности, так как для
эффективной ее деятельности необходимо различное поведение разными
представителями общественных групп. Общее представление, сложившееся об
организации у членов различных общественных групп в целом дает общий облик
организации (рис. 1.1).
Под имиджем организации
следует понимать целостное восприятие, в которое входит как понимание, так и
оценка предприятия разнообразными
|