1 Имидж организации: теоретические и
методологические основы формирования
1.1 Понятие об имидже организации
Особое значение имидж имеет для крупных и/или хорошо известных
организаций. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным
мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшнз/коммуникаций,
так и привлекая внешние агентства[1].
Имидж может быть несколько
различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих
групп в отношении организации может различаться. Синтез представлений об
организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление
об организации (рис. 1.1)[2].
Рис. 1.1 – Целевые группы
корпоративного имиджа
Сегодня уже не вызывает сомнения, что одним из важнейших направлений
деятельности по связям с общественностью является создание позитивного имиджа
организации или конкретной личности. Собственно формированию эффективного
имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально
проводимые многочисленные PR-акции. А в силу того, что имидж – особый
психический образ, т.е. категория психологическая, то и деятельность по его
созданию в содержательном отношении психологическая, понимать специфику которой
крайне необходимо. Естественно, в психологии личности, психологии отношений,
психологии восприятия и социальной психологии проблема психического образа
изучена хорошо, что позволяет найти ответы на многие вопросы, связанные с
понятием имиджа. Если говорить о практическом приложении психологии при
управлении имиджем, то оно намного опередило теорию в этом вопросе.
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и
научного анализа в последнее десятилетие. Понятие «имидж» применимо к человеку
(персональный имидж), организации (корпоративный имидж), профессии (имидж
учителя), социальной роли (имидж политического деятеля) и т.д.[4]
Если дословно переводить с английского слово " image ", то
в буквальном смысле оно означает "образ".
Следовательно, когда говорят об имидже человека ("У него имидж
делового человека", "У него отрицательный имидж"), говорят о том
его образе, который возник у других людей. Причем, под "образом "
имеется в виду не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ
мышления, действий, поступке т.п. Иначе говоря, в данном случае русское слово
"образ" должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке
мнение о нем.
Понятие "имидж" может быть применимо не только к человеку,
но и к организации, и даже к стране. В любом случае имидж делают люди.
Имидж фирмы зависит и от личного имиджа каждого ее работника.
Также верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет на имидж ее
сотрудников.
Имидж организации включает:
- авторитет,
- уважение,
- доверие,
- культурное обслуживание,
- упаковка товаров, качественная доставка клиентам,
- кредит неимущим и т.п.
Из перечисленных и других элементов складывается имидж фирмы,
клиентам становится ясно, что это за организация и к чему она стремится.
В случае, когда реклама какой-либо компании утверждает, что ее
товары - лучшие в мире, но при этом у сотрудников небритые лица, протертые и
грязные брюки и нечищеные стоптанные ботинки, несовременные предметы офисного
труда (записные книжки, ручки, техника) то, вероятнее всего, у клиентов
появится сомнение. В создании имиджа фирмы многое зависит от работающих в
фирме, особенно это касается деловых мужчин и женщин.
В крупной фирме с традиционной бюрократической системой коммуникаций
благоприятно воспринимаются темные костюмы, хорошо скроенные и ладно посаженные
по фигурам сотрудников, опрятность и со вкусом подобранные аксессуары.
|