Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса игры в
развитии познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Познавательная мотивация детей дошкольного возраста
На современном этапе
развития российского государства становится все более очевидной органическая
связь между преобразованием различных сфер общества и повышением мотивации
личности как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим активизация
познавательной мотивации детей, эффективное управление ее формированием и
развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение
выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая
социальная задача, успешность решения которой во многом опосредуется тем,
насколько полно исследован феномен познавательной мотивации с позиций междисциплинарного
подхода.
Мотивация является одной из фундаментальных категорий
психологии, во многом определяющей другие сферы психической жизни. Содержание
зарубежных концепций мотивации находит свое отражение во многих работах (В.Г.
Асеев, 1976; И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминов, 1991; Е.П. Ильин, 2002; Ю.М. Орлов, 1984;
Х. Хекхаузен,
1989, П.М. Якобсон, 1969 и др.). Так, Х. Хекхаузен выделяет
три основных подхода к изучению мотивации: биологизаторское (Мак-Дауголл, Лоренц, Тимберген), ассоциативное (Торндайк, Вудвортс,
Скиннер) и личностное направления (Ах, Фрейд, Олпорт, Мюррей, Кеттел и др.). Практически в каждом из этих
направлений важное место отводится познавательной мотивации.
Становление
мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии
развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и
побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового –
основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и,
соответственно, психологи, работающие в системе образования [4].
Среди
разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив,
который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного
возраста (М.К. Бардышевская 1995; Л.А. Венгер, 1978; Н.И. Ганошенко и В.С.
Юркевич, 1983; К.М. Рамонова, 1961; Е.О. Смирнова, 2003; А.И.Сорокина, 1975;
Г.И. Щукина, 1962; В.С. Юркевич, 1980 и др.). Умственная активность дошкольника
приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи
решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять
скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что
познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым
следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным
качеством в равной мере. К тому же в результате форсированного обучения
дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к
получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение
начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется
уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми,
безынициативными и учатся подчиняться взрослому [34].
Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне
связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
-познавательный интерес, то есть эмоциональную
включенность в решение познавательной задачи (Б.Г. Ананьев, 2002; М.Ф. Беляев,
1950; Л.И. Божович, 1955; Л.С. Выготский, 1931, 1983, 1991; В.А. Крутецкий,
1968, 1971; Н.С. Лейтес, 1971, 1978; С.Л. Рубинштейн, 1989; В.П. Шуман, 1970,
1974; Г.И. Щукина, 1962 и др.);
-познавательную деятельность, то есть практическую мотивация,
направленную не на достижение практического результата, а на познание нового
(Ю.Н. Кулюткин,
1972; А.М. Матюшкин, 1977, 1982; Г.С. Сухобская, 1975 и др.);
-творческость (креативность), то есть стремление вложить в продукт что-то
свое; (Д.Б. Богоявленская, 2002; В.С. Роттенберг, 1996; Э.Д. Телегин, 1993; О.К. Тихомиров, 1984;
М.Г. Ярошевский,
1971 и др.);
-познавательную мотивация, то есть готовность к
познавательной деятельности и инициативность в ней (Г.Д. Годовикова,
1980, 1984; Т.М. Землянухина, 1982; М.И. Лисина, 1966, 1982; Т.Д. Сарториус,
1980, 1981 и др.);
-любознательность – («curiosity»), любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое (Р. Батлера, 1953; Д. Берлайн, 1950; В. Джемс, 1890; К.
|