1 Сущность и теоретические основы
организации экскурсионного туризма
1.1 Понятие об экскурсионном туризме, его
характеристика
Современная наука рассматривает туризм как сложную
социально-экономическую систему. Туризм - это отрасль экономики
непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют
потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция
которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и
развивающихся стран мира. В настоящее время он превратился в индустрию международного
масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных
отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и
автомобилестроению.
Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность
гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов
общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов
познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения,
организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих
услуги гидов-переводчиков.
В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве
отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое
отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин -
отсутствие правильно организованного статистического учета туристической
деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных
других отраслей народного хозяйства.
Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как
«видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом- материальной
продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны
называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого
импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг.
Большая часть дохода от невидимого экспорта туристических услуг поступает от
прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный
транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны
составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок,
оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также
оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Потребление в туризме определяется как стоимость туристических
продуктов (товаров и услуг), используемых для непосредственного удовлетворения
потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся расходы потребителя на
пакет услуг (турпродукт) или отдельные расходы на размещение, питание и
напитки, транспорт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и
другие мероприятия, а также на покупки в месте пребывания и прочие расходы.
Туристический продукт - это комплекс туристических услуг,
необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия,
т. е. совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги)
потребительных стоимостей.
Под туристическим товаром понимается продукт труда, созданный для
продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или
экскурсантами.
Туристические услуги - это услуги субъекта в туристической
деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному
обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений,
направленные на удовлетворение потребностей туриста. Это специфический товар,
который не имеет вещевого выражения, т. е. его невозможно увидеть и невозможно
накапливать. Они могут реализоваться только в том случае, когда есть спрос со
стороны туриста. Проявляются во время путешествия в виде улучшения здоровья,
удовлетворения туристических потребностей, отдыха, хорошего настроения,
ознакомления с природными и культурно-архитектурными достопримечательностями.
На основании этого можно сказать, что единицей туристической услуги является
комплекс услуг, которые оказываются одному потребителю на протяжении
определенного промежутка времени.
Первичной
продажной единицей туристического продукта на туристическом рынке, как правило,
является тур, при этом, находят спрос и отдельные туристические услуги. На
практике под тур-продуктом понимают
|