1 Туристическая деятельность и риски,
присущие туризму
1.1 Понятие о туристической деятельности
В настоящее время туризм воспринимается как один из наиболее
массовых феноменов ХХ века, он является одним из наиболее ярких явлений нашего
времени, которое проникает во все сферы жизнедеятельности, изменяет окружающий
мир и ландшафт. Туризм является важнейшим фактором экономики, поэтому его
необходимо рассматривать не просто как поездку или отдых. Понятие туризма
намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и
явлений, которые сопровождают человека в путешествиях[1].
Системный подход к характеристике сущности туризма в современной экономике
был сформирован во второй половине ХХ века в результате последовательного
развития, в истоках которого стояла чисто экономическая проблематика, а итогом
стало признание равноправия общественного, экономического и экологического
аспектов его функционирования.
Содержанием связей в рамках системы туризма выступают общественные
отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу разнообразных
материальных и нематериальных благ людей, которые реализуются в процессе
осуществления ими свободных путешествий (перемещений) за пределами своего
обычного места жительства, а также в связи с организацией таких передвижений
(т.е. путешествий).
Таким образом, туризм – это сложная открытая управляемая
социально-экономическая система, обладающая стройной внутренней структурой и
способностью к упорядочению во времени и в пространстве всех ее элементов с
целью достижения максимально возможного результата (обеспечения удовлетворения
потребности в отдыхе и рекреации) в условиях ограниченности ресурсов.
Под туристским рынком следует понимать совокупность предприятий,
учреждений и организаций как материального производства, так и
непроизводственной сферы, которые обеспечивают производство, распределение,
обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских
ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Туристский рынок
является сложным народнохозяйственным комплексом, включая в себя следующих
участников:
-
организаторов туризма – туристские предприятия,
занимающиеся разработкой, продвижением, реализацией туристского продукта (к ним
относятся туроператоры и турагенты, основные аспекты деятельности которых
рассмотрены ниже);
-
предприятия, которые предоставляют услуги по
размещения (к ним следует отнести гостиницы, мотели, кемпинги, дома отдыха,
пансионаты и другие);
-
предприятия сферы питания (к ним относятся
рестораны, столовые, кафе, бары, бистро и т.п.);
-
предприятия транспортной сферы (авто- и
авиационные предприятия, предприятия железнодорожного, речного и морского
транспорта и другие);
-
экскурсионные бюро и агентства;
-
производственные туристские предприятия
(например, производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского
снаряжения);
-
предприятия торговой сферы (магазины по
реализации туристского снаряжения, сувениров);
-
предприятия, действующие в области организации
досуга и развлечений (тематические парки, кинокоцертные залы, клубы по
интересам, залы игровых автоматов, боулинги, другие организации);
-
учреждения самодеятельного туризма (к ним
следует отнести различные клубы – туристские, велосипедные, альпинистские и
другие);
-
органы управления туризмом, к которым можно
отнести государственные учреждения и общественные туристские организации;
-
учебные, научные и проектные учреждения[2].
Необходимо понимать, что данный перечень не является полным. По мере
расширения и усложнения процессов организации туризма новые предприятия и
отрасли вовлекаются в сферу туристской деятельности. Так, в настоящее время
распространены предприятия, которые специализируются на организации конгрессов,
информационные, рекламные. Маркетинговые агентства, учреждения по бронированию
билетов в театры. Также обслуживанием туристов занимаются предприятия сферы
торговли, банковские организации, страховые компании. Также в деятельности
туристской индустрии косвенно участвуют предприятия, занимающиеся и
обслуживанием других групп населения, например, учреждения культуры, лечебные и
медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров
народного потребления, общественный пассажирский транспорт и другие
предприятия.
С
принятием Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» в России начался новый этап развития туризма, начало которого было
ознаменовано определением тех основных принципов, которых будет в дальнейшем
придерживаться государственная политика, одной из целей которой является
формиров
|