Удивительная пора детства, включая младший школьный возраст, –
истинная предтеча рождения личности, когда человек развивается в телесном,
умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношениях и проходит школу
социализации в игре, в учении, в труде, в общении с другими людьми. Наблюдение
за психологическими особенностями возраста позволит составить представление о
закономерностях психического развития младших школьников.
От чего зависит положение ребенка в группе, как связаны
интеллектуальные способности ребенка с его статусом в группе сверстников. Будет
ли ребенок с более высокими интеллектуальными способностями лидером в группе?
Или наоборот, какими интеллектуальными способностями обладает
ребенок-аутсайдер, высокими или низкими? На эти вопросы отвечаем в ходе исследования.
Психическое
развитие личности – это происходящее в онтогенезе закономерное и
последовательное формирование и изменение психических процессов во времени,
выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие психики
человека в ходе онтогенеза обусловлено такими факторами как наследственность,
окружающая среда и активность данного индивида.
Лев Семёнович Выготский сформулировал гипотезу о превращении
внешних знаковых и орудийных средств овладения поведением во внутренние,
«психологические орудия» сознательного произвольного действия. В теории
периодизации Лев Семёнович Выготский разработал понятие типа ведущей
деятельности, которая определяет характер развития на каждом возрастном этапе
[12, с 107].
В работах Даниила Борисовича Эльконина и Алексея Николаевича
Леонтьева утверждается концепция периодизации развития по механизму смены
ведущей деятельности ребёнка при переходе развития от одной «эпохи» к другой
[60, с. 188].
Лидия Ильинична Божович полагала, что «мотором» развития личности
является внутриличностная система мотивов, активно формирующаяся и
иерархизирующаяся в процессе жизни и деятельности, под влиянием социальной
среды, начиная с раннего детского возраста, и развивающаяся от простейших
«потребностных» мотивов до сложнейших общественных (социальных) мотивов [5,
с.99].
Пётр Яковлевич Гальперин, в теории поэтапного формирования
умственных действий, экспериментально доказывает гипотезу о механизме
интериоризации и опровергает концепцию Жана Пиаже о неизменности т.н.
«возрастных феноменов» [9,10,57].
Артур Владимирович Петровский утверждал, что основным движителем
развития личности является не деятельность (как в концепции Д.Б. Эльконина и
А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная
перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности
(взаимодействие людей в процессе общения и познания) [44, с. 230].
Василий Васильевич Давыдов, в теории развивающего обучения,
соотносит процессы обучения и развития, понимая их в качестве разных форм и в
качестве разнообразного содержания общего процесса развития личности.
Возрастные особенности периодизации развития личности определены различным
характером взаимосвязи формы и содержания обучения и развития [16, с. 172].
Основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития
личности (базовые параметры любого возрастного периода) являются:
1.
Кризис возрастного развития.
2.
Социальная ситуация
развития.
3.
Коммуникативная сфера.
4.
Ведущая деятельность.
Возрастные психические новообразования
|