Товарный знак (ТЗ) —
обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ и
оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Товарные знаки помогают
различать товары и услуги разных производителей.
Право на товарный
знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный
знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо,
осуществляющее предпринимательскую деятельность. Правообладатель вправе
использовать товарный знак и запрещать другим лицам использовать товарный знак.
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак
или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
На зарегистрированный
товарный знак выдается специальное свидетельство. В соответствии с ГК РФ в
качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные,
изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете
или цветовом сочетании.
В настоящее время
существует множество видов и групп товарных знаков.
Далее
рассмотрим классификацию товарных знаков.
Виды товарных
знаков по форме выражения:
- словесные;
- изобразительные;
- объемные;
- звуковые;
- комбинированные.
Виды товарных
знаков по объектам:
- фирменные;
- ассортиментные.
Виды товарных
знаков по праву собственности владельца:
- индивидуальные;
- коллективные.
Словесные товарные знаки
(рис. 1) являются самыми распространенными, к ним можно отнести буквы, слова,
предложения и проч., например названия компаний Panasonic, Microsoft, Apple,
Coca-Cola, Facebook. Обычно данный вид знаков называют логотипами. В качестве
логотипов могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или
придуманные («Макфа»). К словесным знакам можно отнести лозунги компаний или их
слоганы. Например, у компании Nokia вместе с названием размещен лозунг
Connecting People и др.
Рис. 1. Словесный товарный знак
Изобразительные товарные
знаки (рис. 2) представляют собой изображения различных геометрических
фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и
др. Как правило, данный вид знаков называютэмблемами.
Рис. 2.
Изобразительные товарные знаки
Объемные товарные
знаки (рис. 3) — оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий
определить его изготовителя. Такие товарные знаки обычно используют парфюмерно-
косметические компании, а также производители алкогольной продукции.
Рис. 3.
Объемные товарные знаки
Звуковые товарные знаки - фрагмент музыкального произведения
или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий и
проч. Примерами звуковых товарных знаков являются мелодии мобильных телефонов,
позывные радиостанций (нап
|