Одна из
главных общественно-социальных проблем в России, да и во всем мире – неполные
семьи. Воспитание ребенка в таких семьях имеет свою специфику. Нарушается
нормальное выполнение базовых функций семьи – экономической, воспитательной,
духовной. А самое главное – социализация ребенка, вхождение в мир общественных
отношений осложняется многократно. Особенно тяжело приходится детям дошкольного
возраста – до семи лет важные периоды жизни сменяют друг друга
калейдоскопически, ребенок и без семейных потрясений постоянно испытывает
«революции» в собственной психике, а случае развода родителей весь уклад
его жизни рушится.
Причин
возникновения неполных семей множество - развод, смерть одного из родителей,
дети, рожденные вне брака, случаи усыновления детей одинокими людьми. В нашей
стране, как правило, неполная семья – это семья без отца. Слово «безотцовщина»,
не имеющее аналогов для родителя женского пола, тому подтверждение. Впрочем, в
последнее время случаи воспитания детей одинокими отцами участились. Механизмы
влияния отсутствия отца для мальчиков и девочек разные – более болезнен уход
отца из семьи для мальчика, девочки испытывают сложности в основном из-за
материальных трудностей и в связи с эмоциональным обеднением общения,
мальчики же теряют наглядный полоролевой пример. Отсутствие рассудочного начала
в семейном общении, отцовского авторитета, излишняя материнская забота
способствует закреплению инфантильных качеств в ребенке. Соответственно,
если семью покидает мать, более страдают девочки.
Если один из
родителей умирает или погибает, это является тяжким ударом для ребенка, но с
точки зрения воздействия на психику немного отличается от остальных видов разлучения
с родителем – негативное действие на психику сильное, но кратковременное
(особенно если ребенок маленький). К тому же смерть необратима, и малыш
постепенно свыкается с неизбежным, принимает свою судьбу как факт.
Горе и память об ушедшем объединяет маму/папу и ребенка, и многих
трудностей воспитания ребенка в одиночку в случае развода удается избежать.
Неполная
семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми
несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой
проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в
последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в
неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика
показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно
отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей,
которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в
состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие
условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.
Неполные семьи
образуются по нескольким причинам (Абрамова Г. С. [1], Боуэн
Мюррей [3], Варга А. Я. [4], Виноградова, Э. М. [6], Дружинин, В. Н.
[10], Петровский, А. В. [24], Сатир, В. [28], Спиваковская, А. С. [30] и др):
·
рождения ребенка вне брака;
·
смерть одного из родителей;
·
расторжение брака;
·
раздельное проживание родителей.
Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная,
осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и
материнскую семьи.
Материнские семьи занимают большинство среди
неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за
отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и
бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять
нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно
успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в
большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами
материального, бытового, педагогического характера [18].
Утрата одного из родителей способствует
|