Несмотря на значительный
общий вклад в исследование проблемы формирования конкурентоспособности
предприятия, к отдельным аспектам и упорядочения факторов конкурентоспособности
ученые подходят неоднозначно. Отсутствие общей теории, которая обеспечивала бы
установление составных элементов, обосновывала бы последовательность
формирования конкурентоспособности предприятия и систематизировала факторы,
определяющие ее уровень, затрудняет возможность формирования и использования
эффективного механизма управления конкурентоспособностью и уменьшает шансы
предприятий на достижение и поддержание необходимого уровня конкурентных
преимуществ.
Результаты исследования.
В конкурентной экономике любой ее субъект пытается получить выгодное положение,
получить лучшие результаты, обеспечить устойчивые позиции в определенных
географических и временных координатах, максимально позаботиться о своих
перспективах. Достичь этого он сможет благодаря умелому созданию и
использованию своих конкурентных преимуществ. Вообще конкурентоспособность
достигла такого важного значения в период развития мирового рынка и закрепления
позиций на нем различных производителей, после того как предложение начала
преобладать спрос и предприятия были принуждение вступать в борьбу за
потребителя, используя и развивая свою конкурентоспособность.
Следовательно,
конкурентоспособность предприятия это - его комплексная сравнительная
характеристика, которая отражает степень преимуществ перед
предприятиями-конкурентами по совокупности оценочных показателей деятельности на
определенных рынках, за определенный промежуток времени.
То есть,
конкурентоспособность можно оценивать путем сравнения конкурентных позиций
нескольких предприятий на определенном рынке. В экономике конкурентоспособность
означает соответствие требованиям рынка, адекватность потребностям
потребителей, способность конкурировать на всех уровнях экономического бытия
(товар, предприятие, отрасль, национальная экономика и т.д.).
Производство и реализация
конкурентоспособных товаров является обязательным условием
конкурентоспособности предприятия. Для ее обеспечения необходима
систематическая работа в течение всего производственно-хозяйственного цикла,
следствием которой является конкурентные преимущества предприятия. Важной
предпосылкой формирования конкурентоспособности предприятия является изучение
совокупности факторов, воздействие которых может повышать и снижать ее общий
уровень.
Понятие
"фактор" происходит от лат. factor - тот, что делает, то, что
производит. Обычно он определяется как существенное обстоятельство в явлении,
процессе; исследуемой исходная составляющая чего-либо.
Обеспечения
конкурентоспособности предприятия необходимо рассматривать как один из
важнейших стратегических задач, а финансовое состояние и особенно финансовую
устойчивость предприятий - как средство управления конкурентоспособностью
предприятия на перспективу.
Важным аспектом улучшения
конкурентных позиций является то, что анализ факторов помогает выявить слабые и
сильные стороны как предприятия, так и его конкурентов, что позволяет на
развитие и в будущем на улучшение и укрепление конкурентных преимуществ.
Также при формировании
стратегической системы управления конкурентоспособностью важным отдельным
пунктом являются:
1) разработка и
реализация мер на государственном уровне с позиций обеспечения условий для
развития благоприятной конкурентной среды;
2) это совершенствование
нормативно-правовой базы;
3) формирование
эффективной конкурентной политики, постоянная адаптация к мировым стандартных
требований, содействие чистой конкуренции;
4) создание
благоприятного инвестиционного климата и условий для эффективного привлечения
инвестиций, также напрямую зависит от улучшением нормативной базы;
5) снижение входных
барьеров, связанных с началом и функционированием субъектов предприятия;
6) борьба с коррупцией,
преступностью;
7) стимулирование и
поддержка инновационной деятельности.
Конкуренция
в общепринятом смысле — это соперничество между участниками рыночного хозяйства
за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Соперничество
и столкновение интересов на рынке порождаются объективными условиями: полной
хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью
от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный
период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
В связи с этим представляется важным р
|