Основным условием возникновения и развития
личности, ее психики, а потом и сознания есть общественно-трудовая
деятельность.
Деятельность – это влияние людей на
предметы и процессы внешней среды в результате которого они превращаются
согласно поставленной цели.
Военная деятельность – это специфический
вид деятельности, которая есть для воинов общественно-необходимым. К понятию
военная деятельность входит (Е.А. Климов [20],
Н.В. Самоукина [30], Н.А. Чекмезов, О.М. Холодов [36], В.Д. Шадриков, [37],
Т. Шибутани [38]):
1. боевая подготовка (обучение).
2. поддержание высокой боевой готовности:
- боевое дежурство;
- дежурная служба;
- внутренняя служба;
- обслуживание, проверка и ремонт военной
техники.
3. непосредственно боевые действия.
- Кроме того военная деятельность делится
на:
- командную
- штабную
- инженерно-техническую
- социально-психологическую
- военно-педагогическую
- административно-хозяйственную
Особое место в деятельности офицера
занимают обучение, воспитание и руководство подчиненными.
Современный процесс обучения воинам
реализует четыре основных функции (Е.А. Климов [20],
Н.В. Самоукина [30], Н.А. Чекмезов, О.М. Холодов [36], В.Д. Шадриков, [37],
Т. Шибутани [38]):
1. Образовательную (вооружение воинов
системой знаний, привычек, умений).
2. Воспитательную (формирование необходимых
качеств личности как у военнослужащих так и военных коллективов).
3. Развивающую (развитие интеллектуальных
и физических сил воинов).
4. Психологической подготовки
Успешность профессиональной деятельности является основным
предметом исследований в различных отраслях наук. Проблема успешности
профессиональной деятельности – наименее изученная область и такой науки, как
психология. Данная проблематика была рассмотрена и изучена многими учеными
такими как: С. П. Безносов, [1], Ю.А. Борисов, И. А. Кудрявцев [9], Е.М.
Борисова [10], Б. Б. Казак, [17], Е.А. Климов [20], Л.А. Коростылева [21], Н.
А. Лаврова [22], А.К. Маркова [24], А.А.
Молчанов [26], Н.В. Самоукина [30], С.В. Славнов [33], О.А. Тихомандрицкая, А.М. Рикель [35], Н.А. Чекмезов, О.М.
Холодов [36], В.Д. Шадриков, [37], Т.
Шибутани [38]. Отчасти эту проблематику разрабатывает и акмеология,
однако, акмеологических исследований процесса и результата достижения высокого
уровня профессионализма специалистов социальной сферы, явно недостаточно [4].
Согласно
Н. А. Лавровой [22] среди многообразных видов социальной
деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность.
Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает
профессиональному виду труда как главному направлению становления человеческой
сущности.
Как отмечают многие ученые (Б. Б. Казак, [17], Е.А. Климов [20],
Л.А. Коростылева [21], Н. А. Лаврова
[22], А.К. Маркова [24], А.А. Молчанов [26], Н.В. Самоукина [30], С.В. Славнов
[33], О.А. Тихомандрицкая, А.М. Рикель [35], В.Д.
Шадриков, [37] и др.) в современных публикациях профессия понимается как
«общность», как «область приложения сил», как деятельность и область проявления
личности. Профессионал может
преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие
элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства,
приёмы работы.
По В.П. Симонову основные
факторы, служащие показателем
|