Глава 1.Гендерные моменты: этика служебных взаимоотношений мужчины и
женщины
1.1.Этика и продвижение на работе
Возникновение термина «этика» как особой области исследования философии, а в
дальнейшем и специализированной дисциплины связано с именем древне греческого
философа Аристотеля [7]. Понятие и сущность этики рассматривается в трех
сочинениях данного философа таких как «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая
этика», посвященных проблемам нравственности, добра и зла, вопросам о достойных
или аморальных поступков людей [7].
В последующих философских
учениях этика также остается одним из характерных названий трудов, таких как «Этика»
Спинозы, «Этика или познай самого себя» Абеляра, «Этика» Николая Гартмана и др.
Отметим, что Аристотель трактовал
понятие «этический», дающее начало этике, как некогда типичное место обитания,
а затем уже как привычку, обычаи, нрав, характер. Данным понятием мыслитель
наименовал неповторимый срез человеческой реальности, включающий в себя
установленный класс личных качеств, сопоставленных с определенными типовыми
формами социального поведения. Указанные качества, названные Аристотелем
этическими добродетелями, и составляют предметную область этики [4].
Для обозначения
совокупности этических добродетелей, как особой предметной области знания, а
также выделение этого знания как особой науки, Аристотель ввел понятие «этика».
При переводе работ
Аристотеля на латинский язык философ Цицерон употребил термин «мораль» [7]. Кроме того, в ряде языков используется
собственные аналоги греческому слову «этика» и латинскому «мораль», так в
русском языке равноценным аналогом выступает термин «нравственность».
Следовательно в первоначальном значении указанные понятия выступают как
синонимы. Однако со временем за каждым из этих терминов закрепляются
собственные значения.
Так, ряд
ученых, таких как Р.Т. Апресян, А.А. Гусейнов, А.В. Горбатов, О.В. Елескина под этикой понимают область научных знаний,
предметом изучения которой выступает мораль, нравственность как форма
общественного сознания.
Тогда как мораль
выступает в качестве существующей в обществе системы ценностей, которая
выполняет функцию регулирования поведения людей. При этом нравственность
выступает в виде сферы духовной жизни человека и социума в целом, включающая в
себя разнообразные нормы и обычаи человеческого бытия.
В ходе развития различных этических теорий многие
философы встретились с существенными трудностями в унификации терминологии, в
связи с тем, что в разнообразных теориях провозглашались базовыми разные точки
зрения, зачастую расплывчатые, субъективные или двойственные.
Кроме этого этика подвергать рассмотрению
индивидуальную мораль, которая относится к защищённым подсознательным
механизмам, глубокий анализ и разбор
затрудняется возникновением психологической защиты, блокирующей
напряженный анализ подсознательных, интуитивных установок.
При этом необходимо
отметить, что классические изыскания этики проводились, в основном
умозрительно, учеными на личном примере,
и поэтому нередко изобилуют продуцированием собственных принципов и ограничений
на этику в целом. Пересилить данный субъективизм пытается аналитическая этика,
употребляющая для анализа этических высказываний и построения социально
значимых этических представлений формальную логику.
Человеческая деятельность весьма многообразна, поэтому универсальные
нормы морали оказываются нередко недостаточными для регуляции поведения в ко
|