1 Теоретическая часть
1.1 Понятие и сущность комплекса
маркетинговых коммуникаций в сфере услуг
Эффективное функционирование и развитие организаций связано с
решением ряда проблем. Важнейшими из них являются проблемы менеджмента и
маркетинга, которые составляют основу деятельности любой фирмы. Проблема
эффективных маркетинговых систем (МС) актуальна для всех участников процесса
продвижения продукции (услуг) к их конечным потребителям: торговцам
(посредникам), производителям и разработчикам, каждый из которых решает свои специфические
маркетинговые задачи. Анализ проблемы в целом показывает, что в силу ряда
причин наибольшее внимание развитию МС уделяют торговые фирмы, в меньшей мере
строительные и производственные, еще меньше - инновационные. Наиболее развиты
МС для фирм, занимающихся биржевой и крупнооптовой торговлей. Чем более
адресный характер имеет товар, тем более трудной является проблема создания
эффективной МС[32, c.
104].
Трудности создания на фирмах эффективных МС носят объективный
характер, если это связано с отсутствием финансовых или материальных
возможностей для маркетинга. Однако при их наличии на первое место выходит
субъективный фактор, от которого зависит эффективное использование этих
возможностей. В этом смысле, прежде всего, важно наличие целостной, прагматичной
и эволюционизирующей концепции МС фирмы. Как известно, маркетинг в большей
мере, чем менеджмент в целом, определяется субъективным фактором. Это значит,
что в одной и той же ситуации маркетинговые решения и действия разных субъектов
управления могут существенно различаться в структурном, качественном и
количественном отношениях.
Во многих фирмах успешно реализуются некоторые частные
информационные задачи и соответствующие маркетинговые мероприятия и
исследования. Однако, наряду с этим, нередко отсутствует адекватное
представление о МС как о целостной подсистеме управления фирмы. Объективные
причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с
самыми различными сторонами деятельности фирмы, в то же время не дублируя их.
Как организационная подсистема, МС взаимодействует с различными подразделениями
и службами фирмы, обеспечивая их согласование и координацию.
Многие маркетинговые задачи имеют информационно-аналитический
характер. Они включают оценку и анализ текущего состояния (диагностику) и
прогнозирование (планирование) развития (будущего состояния) фирмы. Такие
задачи могут иметь комплексный характер и затрагивать самые различные стороны
деятельности фирмы [36, c.
112].
Развитие российской экономики сопровождается различными кризисными
явлениями. Однако для многих уже приходит осознание того, что для каждой
конкретной фирмы их преодоление и успешная деятельность зависят не только от
экономической политики государства и отношений собственности, но и от ряда
других факторов. Один из наиболее важных факторов - менеджмент фирмы. Он должен
исходить из объективной реальности и обеспечивать адекватную и своевременную
реакцию на внешние и внутренние изменения. Чем более масштабны, разнообразны и
взаимосвязаны направления маркетинга в организации, тем актуальнее становится
проблема организации МС и процессов управления в ней. Это является важным
необходимым условием обеспечения гибкого интегрированного менеджмента.
Разработка и внедрение эффективных маркетинговых систем - одно из главных
направлений совершенствования маркетинговой деятельности в организациях [15, c. 135].
С методологической точки
зрения непрерывный по своей природе процесс коммуникаций возможно расчленить на
несколько взаимно обусловленных этапов. Среди наиболее важных его составных
частей рассматривают этапы формулирования сообщения, кодирования его в некие
символы, непосредственной передачи закодированного сообщения, осуществляемые,
как правило, отправителем, получение его адресатом, а также проводимые им
обратные этапы декодирования и понимания смысла. Как правило, на этом процесс
передачи сообщений считается завершенным. Такая коммуникация приводит просто к
обмену (правда, с некоторыми
|