Изменение
роли государства в сфере образования приводит к изменениям как отдельных
механизмов государственного финансирования образования, так и использования их
схем. Механизмы представления и приобретения знаний в условиях рынка должны
быть выгодны всем участникам данного образовательного процесса.
Особенности
финансового управления современным образованием во многом определяются
развитием рыночных отношений в образовательной системе. Современные
компьютерные и телекоммуникационные технологии способствуют расширению
образовательного пространства, его глобализации, привлечению обучаемых
независимо от территориальных делений и национальных границ, становлению
мирового рынка образовательных услуг.
В
современной системе высшего образования происходит ряд изменений:
осуществляется переход на многоуровневую систему профессионального образования
на основе государственного образовательного стандарта, реформируется
организационно-экономический механизм функционирования высшей школы, меняются отношения
собственности, быстро растет негосударственный сектор высшего образования,
усиливается конкурентная борьба на рынке образовательных услуг.
Смена
экономического курса России в сторону инновационного пути развития, ориентация
на повышение эффективности экономики предполагает качественные изменения,
структурные преобразования, новые подходы к формированию и развитию
образовательной сферы.
Поэтому
формирование полноценного и эффективно функционирующего рынка образовательных
услуг нужно рассматривать как необходимое условие, как основное средство
реализации стратегии на поддержание высокого уровня производства и
конкурентоспособности на мировом рынке.
Устойчивый
интерес исследователей к современным проблемам вузов позволяет отметить ряд
характерных особенностей функционирования высшей школы в России:
-
наличие нерациональной финансовой политики государства, не учитывающей
инвестиционный потенциал образования;
-
существование кризиса ресурсов, проявляющегося не только в сокращении
финансирования из средств государственного бюджета, но и в коммерциализации
образовательной деятельности, а также в нехватке квалифицированных вузовских
организаторов, учитывающих новую направленность менеджмента высшей школы, который
становится более предпринимательским и корпоративно-рациональным;
-
необходимость сбалансированности консерватизма высшего образования,
обеспечивающего его фундаментальность и устойчивость, и адаптивности, связанной
с учетом динамичных особенностей и потребностей современного общества;
-
устойчивая тенденция к массовости образования наряду с ухудшением квалификационной
и возрастной структуры занятости;
-
наличие барьеров между научными достижениями и их практической реализацией.
Данные
особенности наряду с динамизмом среды функционирования предопределяют
необходимость выявления новых механизмов деятельности вузов с учетом рыночного
и интеграционного контекстов существования.
На
сегодняшний день объективной реальностью становится трансформация высшего учебного
заведения в один из субъектов рыночной деятельности, часто именуемый
поставщиком или провайдером образовательных услуг. При этом отличительной
особенностью вузов является выход с одним и тем же продуктом на два
взаимосвязанных рынка: рынок образовательных услуг и рынок труда.
Рынок
образовательных услуг представляет собой взаимодействие спроса на
образовательные услуги со стороны отдельных хозяйствующих субъектов
(определенных личностей, предприятий, государства и т.п.) и предложения
различными образовательными организациями (В приложении 1 представлены этапы
развития рынка образовательных услуг в РФ).
Существенное многообразие определений
образовательных услуг, сводящее данное понятие к сумме знаний или объему
информации, которые передаются индивиду, или
Снаговская Ф.Н., Язева А.Б. Сущность и основные
тенденции развития сферы образовательных услуг // Экономические науки. 2011. №
6 (79). – С. 23.
|