Период молодости – это один из продуктивных и смыслонасыщенных возрастов человека, изучению которого в последнее время посвящены многочисленные исследования (Г.С.Абрамова, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий, Г.Крайг, В.Ф.Моргун, А.В.Толстых и др.). Возрастные границы данного периода до сих пор являются предметом научных дискуссий. Так, например, в работах Ю.В.Бромлея, Э.Эриксона – это интервал от 18 до 25 лет; у В.Ф.Моргуна – от 20 до 30 лет; у Г.Крайга, А.Реана молодость включена в раннюю взрослость как период от 20 до 40 лет.
Желая очертить хронологические рамки периода молодости, исследователи сталкиваются с трудностью его отграничения, с одной стороны, от юности, а с другой – от взрослости. В свою очередь, ряд авторов (Г.С.Абрамова, Ю.В.Бромлей, А.В.Толстых, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий, Г.Крайг, В.Ф.Моргун, Э.Эриксон и др.) согласны в одном, что в возрасте 20-ти лет большинство людей сталкивается с вопросом о построении планов во всех жизненных сферах (социальной, профессиональной, личностной эмоциональной). В личностном восприятии 20 лет – это действительное, подкрепленное в социальном плане начало взрослой жизни. Детство остается в прошлом, а ощущение того, что вся жизнь впереди и «мне еще пока 20 лет», дает возможность пробовать, ошибаться и искать. Вместе с тем, на фоне оптимизма это построение жизненных перспектив не всегда оказывается простым. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность, а новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. При всем желании и возможности вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодые люди не всегда способны найти и реализовать себя в ней. В свою очередь, это усугубляется еще одной особенностью – выраженным инфантилизмом, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам, проявляющимся в «великовозрастном иждивенчестве», т.е. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека. Это пример гетерохронности развития, согласно которому различные стороны личности развиваются неравномерно. Б.Г.Ананьев, в свою очередь, указывал на несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физической зрелости), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственной зрелости и трудоспособности) [7]. Как проблема они осознаются тогда, когда закрепляются и превращаются во внутреннюю позицию личности, а это происходит по мнение многих ученых (Г.С.Абрамова, В.Ф.Моргун, Г.Крайг, А.Реан, А.В.Толстых), именно к тридцатилетнему возрасту [78].
Вместе с тем, многие ученые (Г. С. Абрамова, Ю.В.Бромлей, А. В. Толстых, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, Г. Крайг, В. Ф. Моргун, И. В.Носко, Э.Эриксон и др.) отмечают, что большинство людей к 30-ти годам начинают ощущать кризисное состояние. Человек начинает переживать критический пересмотр своего «Я», связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его, т.е. происходит некий перелом в развитии.
Таким образом, в 30 лет происходит переоценка ценностей. Человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и пр. В свою очередь кризис, а в данном случае молодости, свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень развития. В связи с этим очевидно, что молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Однако не исключено, что кризис 30-ти может наступить и раньше и позднее, так как ощущение кризисного состояния может проявляться неоднократно на протяжении жизненного пути (как в детстве, так и в отрочестве, и юности).
Таким образом, на основе анализа многочисленных возрастных периодизаций (Б.Г.Ананьев, Ю.В.Бромлей, Г.Крайг, Э.Эриксон, В.С.Мухина, В.Ф.Моргун), обнаружено, что молодость является одной из трех фаз переходного периода между детством и взрослостью, включающего отрочество, юность и молодость. Она начинается с юности (18-20 лет), включая ее в себя как этап, и заканчиваясь к 30 годам, когда человек достигает определенной социальной, нравственной и гражданской зрелости.
Молодость – это возрастной период, когда человек начинает активно строить свой жизненный путь, «более или менее утверждается во взрослой жизни» и самореализовываться личностной и профессиональной сферах [55]. Согласно А.В.Толстых, одной из сторон социальной ситуации развития данного периода является оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи [14]. Вторая сторона – это овладение выбранной профессией, когда происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости завершается профессиональная подготовка, человек утверждает себя в выбр
|