1 Теоретические основы репозиционирования торговой марки
1.1 Понятие ребренда
В последнее время в литературе по маркетингу наряду с терминами «торговая марка», «марка продукта» широко используется термин «бренд» (в ряде источников — «брэнд»). При этом наблюдаются различные трактовки этого термина. Одна из них сводится к тому, что бренд — это престижная, хорошо известная марка, что термин «бренд» следует рассматривать как синоним термина «марка». Однако ряд специалистов утверждают, что нельзя смешивать марку и бренд. Марка в их трактовке является символом бренда.
В ряде случаев под брендом понимается любой качественный, хорошо известный товар, выпускаемый определенным производителем-Обычно в течение первых нескольких лет около 80—90% товаров.
Первые появившихся на рынке товары перестают производиться, так как покупатель их не воспринимает. Говорят, что остаются только товары, задающие известными брендами.
Под брендом обычно понимают всю совокупность представлений, идей, образов, ассоциаций и т.д. о конкретном продукте, которая слоилась у потребителей. Приведем другое определение. Бренд — это совокупность материальных и нематериальных категорий, которые формируют у потребителя благоприятное впечатление о товаре и вызывают желание приобрести этот продукт с конкретной маркировкой. Выделяют корпоративный бренд — бренд, относящийся ко всей компании в целом, и бренд-продукт — бренд, относящийся к отдельным продуктам или моделям.
С точки зрения воздействия на покупателя бренды подразделяют на бренд-нэйм(brand-name) — словесную часть марки и бренд-имидж (brand-image) — визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя. Существует также термин имидж бренда (BrandImage) — уникальный набор ассоциаций, которые возникают у потребителей в данное время[1].
Для разных групп товаров (повседневного спроса, предварительного выбора и т.д.) значение бренда различно, так как он оказывает разное влияние как фактор, мотивирующий покупку. Инвестиции в бренд эффективны только на рынках, где потребители рассматривают его как важный фактор выбора покупки. Бренды не только значительно сокращают риск получения некачественного товара, но и, что не менее важно, риск эмоционального разочарования.
Брендом прежде всего можно считать торговую марку с устоявшимся имиджем.
Спрос на продукцию, продвигаемую на рынок под ведущими брендами, растет более высокими темпами, чем спрос на товары под торговыми марками, не являющимися брендами.
Товар под популярными брендами в рамках своего сегмента можно позиционировать в более высоких ценовых диапазонах, чем другие аналогичные товары. Владение «сильными» брендами облегчает производителям переговоры с независимыми дистрибьюторами, поскольку бренды приносят больше прибыли с метра торговой площади. Значительная часть потребителей брендов (25—50%) готовы скорее отказаться от покупки или отложить ее, чем согласиться на замену. Уровень абсолютной лояльности для обычных торговых марок, не являющихся брендами, не превышает 10—15%.
Производным от термина «бренд» является термин «брендинг» (в ряде источников — «брэндинг») — деятельность по разработке марки продукта, продвижению ее на рынок и обеспечению ее престижности, а также мониторинг соответствия марки требованиям к уровню ее престижности. Однако в зарубежной литературе и словарях-глоссариях термин «branding» не имеет специального смысла, а является * производным от слова «brand». Поэтому рекомендуется рассматривать термин «брендинг» как российский пример отраслевого сленга практикуемого среди определенных групп маркетологов.
Специалисты в области маркетинга, которые рассматривают брендинг как перспективную технологию создания долгосрочного предпочтения данного товара, придерживаются следующего определения брендинга.
Брендинг — это наука, искусство и деятельность по созданию долгосрочного предпочтения потребителями товара.
Брендинг, будучи организационно-функциональным воплощением марочного принципа управления маркетингом у производителя товаров, стал важнейшим инструментом североамериканской школы маркетинга. Основы теории брендинга были сформулированы профессором Калифорнийского университета Д. Аакером и развиты Д. Хейгом, Я. Якоби и др.
Создать бренд в его обычном понимании можно в любой сфере, причем брендом становится не только товар или услуги, но и сама компания как таковая. Позиционирование, фокусирование, обещание и сегментация — это основа стратегии бренда. Коротко остановимся на трех первых основах стратегии бренда, о сегментации достаточно сказано в соответствующем разделе данной книги.
В основе позиционирования лежит известное положение маркетинга о том, что все потребители разные и абсолютно всем им товар понравиться не может, поэтому производителю товара всегда приходится выбирать конкретного потребителя. Надо стремиться к тому, чтобы данный товар предпочитала определенная часть потребителей, а не только равнодушно покупали обычные посетители рынка.
Фокусирование строится на том, что покупатели, выбирая товар, концентрируют внимание на главном, поэтому надо заставить их заметить основную ценность товара. Необходимо четко показать, чем отличается данный товар от всех остальных.
Обещания, которые дает производитель, выпуская на рынок тот или иной товар, имеют очень важное значение во взаимодействии с потребителем. Этопрежде всего касается цены и качества, особенностей потребительских и других свойств товара, его соответствия ожиданиям потенциальных потребителей. Обещание позволяет образу данного товара прежде всего закрепиться в сознании потребителей, а затем и на рынке[2].
В маркетинге есть определенная закономерность: очень известный бреьд всегда развивается, относительно скромный бренд постепенно угасает.
Составляющие элементы бренда включают: интеллектуальную собственность (права, относящиеся к товарным знакам, промышленным образцам, изобретениям, ноу-хау, авторские права); дизайн продукции, внешни: оформление; продуманную марке
[1]Скоробогатых И.И.,Чиняева Д.А. Сравнительный анализ существующихщетодик оценки стоимости торговой марки // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4,6.
[2]Минервин И.Г. Глобальная стратегия создания торговых марок // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4.
|