Глава 1. Теоретический аспект исследования вопросов фрустрационной толерантности подростков
1.1. Сущность и понятие фрустрационной толерантности
В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема фрустрационной толерантности.
В переводе с латинского «толерантность» (Tolerantia) – означает «терпеть», «выдерживать» и «переносить».
В английском языке «tolerance», «toleration» обозначает готовность, способность без протеста воспринимать личность, вещь. Во французском языке «tolerance» обозначает уважение свободы другого, его образа мысли.
Поскольку в каждом языке толкование понятие «толерантность» свое, можно сказать, что значение указанного понятия варьирует в зависимости от условий его применения.
В общепринятом понимании под толерантностью понимается настойчивость, терпение и упорство в каком-либо деле.
В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова изложено следующее толкование понятия: толерантность – производное от французского слова «tolerant» - свойство, способность или качество что-либо или кого-либо терпеть по милосердию, снисхождению.
В большом энциклопедическом словаре понятие «толерантность» трактуется как терпимость к чужим мнениям, верованию и поведению.
Американский словарь «American Heritage Dictionary» излагает толерантность как способность к признанию, уважению убеждений и действий других лиц.
В социальном контексте под толерантностью понимается готовность человека позволять другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии таким отрицательных проявлений как агрессивность, насилие, хулиганские действия.
Трактовка понятия «толерантность» изложенная в социологическом словаре означает терпимость человека к чужому образу жизни, поведению, чувствам, верованиям, а также выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.
Социологи определяют толерантность как культурную направленность, установку, отношение личности [9].
В психологическом аспекте изучение толерантности, рассматривается как отсутствие или ослабление реагирования на какой бы то ни было неблагоприятный фактор, в результате которого происходит снижение чувствительности к его воздействию, а также повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию, свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления.
Рассмотрим понятие «толерантность» изложенное и в «Словаре практического психолога» С. Ю. Головина. Под толерантностью С. Ю. Головин рассматривает отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный жизненный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
В двойственном понимании понятие толерантности изложено в большом толком психологическом словаре. В нем под толерантностью понимается и защита убеждений, ценностей других, признание плюрализма и неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других.
Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (О.А. Овсянникова, A.M. Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; обязательную ответственность за свои поступки, расположенность к другим и чувство юмора, отсутствие тревожности и высокий уровень общительности, терпение и способность к рефлексии.
Фрустрация, будучи отдельным психологическим феноменом, не имела широкого распространения ни в отечественной, ни в западной психологии.
Фрустрация рассматривалась только в свете таких психологических феноменов как агрессия (ее изучением занимался Доллард Бандура и другие) и стресс (изучался Селье и Лазарусом).
На сегодняшний день не создано целостной теории нацеленной на изучение феномена фрустрации, несмотря на то, что понятие «фрустрация» используется в многочисленных теориях, гипотезах и концепциях, которые касаются проблем мотивации, поведения, эмоций и деятельности индивида.
Под фрустрацией понимается психологическое состояние, которое выражается в характерном поведении и переживании, это состояние вызывается объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как непреодолимыми затруднениями на пути к достижению цели.
Гнетущая напряженность и тревожность могут быть проявлениями фрустрации. Уход в мир фантазии, проявление агрессивности является реакцией на фрустрацию, реакция на фрустрацию может проявляться и по-другому.
Определенная часть исследователей считают, что «сужение» сознания является значимым результатом фрустрации, так как практически все внимание сосредотачивается на неудовлетворенности потребностей человека и восприятии действительности искажается довольно таки резко.
Основные признаки, которые характерны для фрустрации заключаются в следующем:
- присутствие необходимости, мотива, цели, начального плана действий;
|