Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ
1.1. Основные подходы к изучению самооценки детей в психологических исследованиях
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию[36].
По мнению многих ученых (Абрамова Г. С.[1], Белобрыкина О.А. [4], Выготский, Л. С.[11], Денисова Р.[13], Крайг Г., Бокум Д. [18], Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н.[19], Пантилеев С.Р.[27], Сантагостино П.[31], Эльконин Д.Б.[38], Эриксон, Э. Г.[39], Якобсон С.Г., Морева Г.И.[40] и др.) самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Согласно Л. С. Выготскому [11] изучение развития личности, формирования самооценки невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется, так как подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.
Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств в данной среде (Денисова Р.[13]б Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н.[19]б Эльконин Д.Б.[38]б Якобсон С.Г., Морева Г.И.[40] и др.).
Формирование личности ребенка и будет определяться соотношением между тем местом, которое он занимает в системе человеческих отношений, и психологическими особенностями, которые у ребенка уже сформировались. Из этого соотношения возникает внутренняя позиция ребенка, то есть система его потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, которые, преломляя воздействия среды, становятся движущей силой развития психических свойств, что подтверждается исследованиями Л.С. Выготского[11] и позднее, Якобсон С.Г., Морева Г.И.[40].
Они считали, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения.
Э. Эриксон утверждает, что ребенок сензитивен к особому аспекту социальных отношений, предполагающих специфический характер его собственной деятельности [39], что созвучно с развиваемым Л.И. Божович представлением о внутренней позиции ребенка, согласно которого то или иное воздействие приобретает смысл только в контексте устремлений, потребностей и мотивов ребенка [36].
По выражению П. Сантагостино [31], «Я-концепция» отражает опыт взаимодействия со значимыми другими. Связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего».
Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания.
На основе анализа литературных данных и собственного исследования В.В. Столин пришел к выводу, что кроме родительского отношения и конкретной оценки ребенка, на его самосознание оказывают влияние, конструируя его, следующие факторы [36]:
• ценности, нормы параметры оценок и самооценок, которыми снабжают его родители, и по которым он начинает оценивать себя сам;
• образ себя как обладающего теми или иными способностями или чертами;
• собственно самооценка родителей;
• способ регуляции поведения ребенка родителями, который становится способом саморегуляции.
Существенным фактором, искажающим адекватное восприятие родителями своего ребенка, может быть неадекватная родительская самооценка. Известно, что матери, тепло и с симпатией относящиеся к своему ребенку, чаще обладают высокой самооценкой, чем матери, которые не выражали таких установок к собственным детям.
Пантилеев С.Р.[27] показал, что матери с высокой самооценкой были
|