Глава 1. Образ предпринимателя в литературе и его особенности
1.1.Тип личности предпринимателя
Фигура предпринимателя описывается в десятках произведений русской и мировой литературы. О силе и неординарности характера предпринимателя ярко свидетельствуют персонажи Дж. Лондона и О. Бальзака, А.Чехова и И. Шмелева, Э. Золя и Д. Мамина-Сибиряка, Т. Манна и А. Хейли. Ф. Энгельс говорил о первых предпринимателях индустриальной эпохи, что они были всем что угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными. Обобщенный образ предпринимателя наделен, во-первых, особым взглядом на вещи, причем главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете. Во-вторых, способностью идти в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления. В-третьих, его воздействием на других людей, которое определяется понятиями «иметь все», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Деятельность предпринимателя рассматривают в связи с созданием новых комбинаций, новым качеством самой работы, разработкой новых планов, повышенным риском и увеличением вероятности новых ошибок, стремлением к самостоятельному делу и радостью творчества. Коммерсант отличается способностью «плыть против течения», преодолевать сопротивление социальных сил, устанавливать сотрудничество с нужными людьми и оказывать влияние на других, зависимостью успеха от «чутья», усилий воли, духовной раскрепощенности, затрат сил и энергии.
Несомненный интерес представляют данные пятилетнего проекта выявления «профиля предпринимателя», осуществленного фирмой «Макбер энд компани» при поддержке Американского агентства по международному развитию и национального научного фонда США. Методика данного исследования ныне используется Американской ассоциацией управления для выявления предпринимательского потенциала в разных странах.
Исследование позволило выделить личностные характеристики, постоянно демонстрируемые теми, кто добивается успеха. Назовем десять наиболее важных:
1. Поиск возможностей и инициатива (предприниматель использует новые и необычные деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства).
2. Упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов и преодолеть препятствие; постоянно корректирует стратегии, чтобы достичь цели).
3. Готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; заботится о том, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты).
4. Ориентация на эффективность и качество (поиск путей, как делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремление к совершенству, улучшению стандартов эффективности).
5. Вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы).
6. Целеустремленность (ясная формулировка целей, долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач).
7. Стремление быть информированным (самостоятельно собирает информацию о клиентах, поставщиках, использует в этих целях личные и деловые контакты).
8. Систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и ориентируется на них при принятии решения; разрабатывает или применяет процедуры слежения за выполнением работы).
9. Способность убеждать и устанавливать связи (тяготеет к методам убеждения как средству влияния на людей; использует деловые и личные контакты как средство достижения своих целей).
10. Независимость и уверенность в себе (стремление к независимости от управления и контроля со стороны других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).
Обобщение эмпирических данных ставит под вопрос стереотипное восприятие фигуры предпринимателя. Дж. Тиммонс из Гарвардского университета, например, опровергает мифы о предпринимателях как одиночках, азартных игроках, зациклившихся на денежных доходах ради спокойной жизни в старости, стремящихся к завоеванию власти и т. п.
Впрочем, можно назвать и некоторые минусы, характерные для части предпринимателей:
• тяготение исключительно к решениям, рассчитанным на короткий срок (обычно это связано с ограниченными ресурсами роста);
• тенденция завышать оценки достигнутых или ожидаемых результатов деятельности;
• консерватизм стиля и нежелание пересматривать свои взгляды в условиях расширения организации и усложнения связей;
• преобладание сугубо стратегической ориентации.
Советская система вырастила свои кадры предпринимателей — руководителей предприятий. Они были обязаны выполнить плановое задание, не имея для этого достаточных возможностей. Отсюда стремление директоров магазинов скорректировать план, выбить фонды товаров, завысить цены, приписки, взятки и множество других хитростей, характеризуемых как «предприимчивость со знаком минус».
С другой стороны, в тени государственной экономики всегда существовала экономика «черного рынка», где вопросы этики не существовали: советский продавец спокойно разбавит водой молоко, а сметану кефиром, обсчитает и пр. Такое поведение непривычно для американца. И не случайно, что среди наших эмигрантов в США много представителей в области теневой экономики.
|