1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие стратегии развития компании
В настоящее время существует множество определений понятия «инновационная стратегия», под которой можно понимать набор правил и норм, формирующих и определяющих систему отбора и реализации нововведений как в технологии, так и в управлении технологией в соответствии с общей стратегией развития компании. Сверхзадача инновационной стратегии – максимально гармонизировать интересы участников инновационного процесса и разнонаправленных процессов.
Также под инновационной стратегией можно понимать долговременный способ достижения целей организации, включающий распределение ресурсов между различными альтернативами и характер переаспределения этих ресурсов при изменении внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на данную организацию.
Инновационная стратегия может быть определена как способ достижения и реализации целевого инновационного уровня развития экономической системы, включающий характер распределения и перераспределения ресурсов альтернативными траекториями инновационного развития.
Можно отметить, что большинство компаний разрабатывают комбинированную инновационную стратегию, включающую в себя различные типы инновационных стратегий. Одна и та же компания может придерживаться наступательной стратегии по продукту «А» и защитной стратегии по продукту «В».
Отдельного рассмотрения заслуживают предпринимательские стратегии, описанные П. Друкером, который выделяет четыре предпринимательские стратегии [35, c. 127].
1. «Ворваться и первым нанести массированный удар».
2. «Нападать быстро и неожиданно».
3. Поиск и захват «Экологической ниши».
4. Изменение экономических характеристик продукта, рынка, отрасли.
Дадим краткую характеристику указанным стратегиям.
«Ворваться первым и нанести удар». Это девиз стратегии массированного удара, которая предполагает постановку самой амбициозной цели. Эта стратегия всегда нацелена на создание новой отрасли или нового рынка. По меньшей мере, эта стратегия нацелена на разработку совершенно нового и ранее не существовавшего процесса. В качестве примера успешной реализации данной стратегии приводится работа компании «Дюпон», которая создала первое синтетическое волокно нейлон. Сразу же после разработки нейлона компания приступила к массированным практическим действиям – построила несколько огромных заводов и развернула широкую рекламную кампанию. Важно заметить, что никогда раньше компания «Дюпон» не выпускала продукцию потребительского назначения, которую можно было бы рекламировать. Усилия компании «Дюпон» увенчались грандиозным успехом – ей удалось создать отрасль по выпуску новой продукции, которая в настоящее время называется пластическими материалами.
Стратегия «массированного удара» принесет успех фирме только при выполнении следующих условий:
стратегия должна быть направлена точно в цель, так как стартовавшую стратегию этого типа очень сложно отрегулировать или скорректировать;
реализация данной стратегии требует значительных и постоянных усилий, направленных на удержание позиции лидерства, иначе единственное, что удастся сделать, - это создать рынок для конкурента;
данная стратегия применима только относительно ограниченного числа нововведений, как правило, имеющих крупномасштабный характер [14, c. 84].
«Нападать быстро и неожиданно». Данный девиз заложил основу предпринимательских стратегий, принципиально отличающихся от стратегии «массированного удара». Эти стратегии называются стратегией творческой имитации и стратегией предпринимательского дзюдо.
Термин «творческая имитация» описывает стратегию, которая по своей сущности является «имитацией», так как предприниматель берется за что-то такое, что до него уже кто-то делал. Вместе с тем эта стратегия еще и «творческая», потому что предполагается, что предприниматель, который решил ею воспользоваться, разбирается в существе нововведения лучше, чем его авторы.
Смысл стратегии творческой имитации состоит в следующем: предприниматель как бы ждет, пока кто-то создаст какое-то новшество, но только на приблизительном уровне. Как только такое новшество появляется, стратегия или, точнее говоря, компания, взявшая на вооружение эту стратегию, в ступает в действие и через короткое время выступает с этим же новшеством, но уже усовершенствованным, способным удовлетворить потребителя, готового за него платить.
Из всех предпринимательских стратегий, особенно тех, которые используются для завоевания лидирующих и доминирующих позиций в отрасли или на рынке, стратегия предпринимательского дзюдо менее рискованная и больше других способствует достижению успеха.
П. Друкер выделяет пять достаточно характерных укоренившихся привычек, которые позволяют новым в данной отрасли компаниям применять стратегию предпринимательского дзюдо и буквально взлетать на лидирующую позицию, оставляя позади сложившиеся и зрелые компании.
1. Компания или отрасль с пренебрежением относится ко всем новинкам, которые не были проработаны или приняты ими самими.
2. Второй привычкой можно считать тенденци
|