Глава 1. Социально – психологические основы возникновения и проявления в общении коммуникативных трудностей личности
1.1. Представление о личности как о субъекте общения
Общеизвестно, что общение является основной стороной жизнедеятельности любого человека, так как выступает необходимым условием, механизмом социализации, становления личности в онтогенезе и на всем протяжении жизни является одним из ведущих факторов личностного развития. Именно поэтому общение приобретает для каждого человека глубокий личностный смысл, а стремление устанавливать и поддерживать удовлетворяющие личность межличностные отношения становится для нее важнейшей жизненной ценностью [2,3,6,7,12,15 и др.].
Взаимодействие с обществом, построенное на огромном количестве ежедневных контактов, требует наличия у человека определенных навыков, необходимости выпол¬нения им ряда условий и соблюдения многих правил, необходимых для построения эффективного взаимодействия, - всего того, что можно охарактеризовать коммуникативной компетентностью. Сюда также можно отнести как общее понимание психики человека, так и понимание конкретных психологических особенностей своих партнеров по общению.
На результат общения и его содержание оказывает влияние множество разнообразных факторов, таких как социокультурные, этнические нормы, общественный уклад и другие явления «макропсихологии», особенности конкретных малых групп, к которым принадлежат партнеры, различные характеристики ситуации общения и др. Но общепризнанным является тот факт, что общение всегда носит личностный характер, в значительной степени определяется психологическими особенностями лючностей включенных в этот процесс, их внутренними, относительно устойчивыми свойствами, установками, ценностями. Каждый человек является особым и неповторимым субъектом общения, «творцом» межличностных отношений.
Социально-психологические способности личности
а) А.А. Бодалев к ним относит «способность к эмоциональному отклику»,
б) В.В. Лабунская – перцептивные способности,
в)Г. Олпорт – «общая способность к оценке другого»,
г)В.А. Семиченко, Б.Д. Парыгин, А.С. Руденский – «способность к рефлексии, эмпатии, социальный интеллект», «компетентность в общении и другое». На базе типологических особенностей личности формируется структура субъектности общения, определяющая эфективность процесса общения, которая включает в себя такие свойства личности как темперамент, характер, направленность, мироовозрение и конечно же его способности.
Социально-психологические качества личности формируются в общении и совместной деятельности (там же они и проявляются). Социальные качества проявляются в субъект-субъектном общении, называются коммуникативными.
Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Субъект эффективного общения чаще встречается в психологических исследованиях, в то время как личность в качестве субъекта взаимодействия еще недостаточно изучена, несмотря на значительный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.
В российской психологии отсутствует общепринятая трактовка субъекта общения, хотя ведущие отечественные психологи постоянно обращались к данному явлению. Анализ философско-психологической литературы позволяет сделать вывод, что есть ряд основополагающих параметров личности, индивида, которые превращают их в субъекта. Среди них такие характеристики, как преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность.
По мнению Б. Ф. Ломова отличительной характеристикой самостоятельного субъекта выступает его активность. Он считал, что существуют две формы активности субъекта – деятельность и общение. Общение как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения, происходит двусторонний обмен результатами познания и отражения, создается общий фонд информации, используется подражание, содействие, сопереживание как основные формы реализации активности. В общении осуществляется воздействие одного субъекта на другого, поэтому результатом общения как специфической формы активности выступает не предмет, а преобразование отношений с другим человеком или другими людьми [30, 91].
В качестве позитивных проявлений преобразовательной активности субъекта Б. Г. Ананьев называет создание и изменение обстоятельств собственной жизни и жизни других с помощью собственного поведения, труда и общественных связей – товарищества, дружбы, любви, брака, семьи и т. д. [2, 37]
|