Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
1.1. Теоретический анализ исследования проблемы эмоционального развития дошкольников в психологии
Исследованию проблем, которые связаны с эмоциональной сферой личности, посвящено множество работ в научной сфере. Так отдельные вопросы по эмоциональному развитию подробно раскрыты в трудах П.К. Анохина, П.П. Блонского, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, У. Джемса, К. Ланге, А.Н. Леонтьева, C.Л. Рубинштейна, П.В. Смирнова, Д. О. Хеббу и других.
Кроме того, исследованию развития эмоциональной сферы в онтогенезе посвящены работы таких исследователей как Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, В.А. Лабунская, А.М. Щетинина и другие.
Важным аспектом в исследовании проблемы эмоционального развития дошкольников в психологии является создание безопасного образовательного пространства для дошкольников, в особенности это связано с эмоциональной сферой детей.
В психологической науке эмоциональная сфера рассматривается как важная система регуляции поведения личности, которая реализуется через отношение человека к явлениям окружающей действительности и позволяет адекватно взаимодействовать с другими людьми. В данном ракурсе эмоциональная сфера рассмотрена в работах таких видных ученых как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин и другие.
В отечественной психологии эмоциональную сферу рассматривают в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и деятельностного подхода к развитию психики человека. С данной точки зрения формирование и развитие эмоциональности происходит по закону развития высших психических функций как результат интериоризации общественного опыта. В этом направлении представлены работы А.В. Запорожца, П.М. Якобсона и других.
В онтогенезе происходят качественные изменения эмоционального поведения, а также формируются специфические эмоциональные новообразования, в каждом из которых на определенном возрастном этапе имеются определенные типы ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Представления о развитии эмоциональной сферы в онтогенезе представлены в работах таких исследователей как Д.Б. Эльконин, Е.А. Изотова, Е.И. Никифорова и других.
Если за основу брать уровневую модель аффективной организации сознания и поведения, представленную В.В. Лебединским и О.С. Никольской, то считается, что эмоциональная сфера является основным процессом регуляции систем, которая представляет собой формирующуюся в онтогенезе иерархическую организацию уровней разной степени сложности.
В результате каждый уровень в этом модели отражает определенный этап развития взаимодействий с явлениями окружающей действительности и другими людьми, а также имеет особый тип аффективной ориентировки и в свою очередь несет ответственность за решение определенного класса адаптивных задача. Данную иерархическую систему представляют такие уровни как:
Уровень полевой реактивности
Уровень аффективных стереотипов
Уровень экспансии
Уровень эмоционального контроля.
|