ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению уровня притязаний детей в психологических исследованиях
Уровень притязаний - желаемый уровень уровня притязаний личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека Уровень притязаний — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию[36].
По мнению многих ученых (Абрамова Г. С.[1], Белобрыкина О.А. [4], Выготский, Л. С.[11], Денисова Р.[13], Крайг Г., Бокум Д. [18], Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н.[19], Пантилеев С.Р.[27], Сантагостино П.[31], Эльконин Д.Б.[38], Эриксон, Э. Г.[39], Якобсон С.Г., Морева Г.И.[40] и др.) уровень притязаний с раннего детства формирует воспитание. Низкая уровень притязаний не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Согласно Л. С. Выготскому [11] изучение развития личности, формирования уровня притязаний невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется, так как подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.
Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств в данной среде (Денисова Р.[13]б Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н.[19]б Эльконин Д.Б.[38]б Якобсон С.Г., Морева Г.И.[40] и др.).
Формирование личности ребенка и будет определяться соотношением между тем местом, которое он занимает в системе человеческих отношений, и психологическими особенностями, которые у ребенка уже сформировались. Из этого соотношения возникает внутренняя позиция ребенка, то есть система его потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, которые, преломляя воздействия среды, становятся движущей силой развития психических свойств, что подтверждается исследованиями Л.С. Выготского[11] и позднее, Якобсон С.Г., Морева Г.И.[40].
Они считали, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения.
|