Заключение
В данной работе мы попытались охарактеризовать особенности и содержание противоречивых отношений в коллективе.
Анализ различных точек зрения на содержание понятия противоречивых отношений позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий предпринимательского взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.
Структура противоречивых отношений группы определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Противоречивых отношений – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов- характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата коллектива [25, 69].
В эмпирической части работы мы исследовали и проанализировали структуру и особенности межличностных конфликтов и пришли к выводу, что данные группы в целом устойчиво благоприятна, большинство сотрудников избирают тактику сотрудничества и компромисса для достижения эффективной совместной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980. – 496 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 475 с.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.
4. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М., 1997. – 384 с.
5. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 275 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 1996. – 362 с.
7. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 1978. – 475 с.
8. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.
9. Глухое В.В. Основы менеджмента. - СПб., 1995. – 472 с.
10. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
11. Гришина Н.В. Социально-психологические противоречия и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983. – 391 с.
12. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных противоречий.Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.
13. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Лениздат, 1990.-171с.
14. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных противоречий на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.- Тбилиси, 1971. – 196 с.
15. Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 . – 581 с.
16. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные противоречия в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 . – 512 с.
17. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. -М., 1979 . - 283 с.
18. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М., Политиздат, 1975, 271с.
19. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с.
20. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... - М., 1996. – 295 с.
21. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.
22. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967. – 483 с.
23. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 1969. – 387 с.
24. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.
25. Моргунов Е.Б. Личность и организация. - М., 1996. – 512 с.
26. Парыгин Б. Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука». – 372 с.
27. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М., Изд-во Мос. ун-та, 1977 .
28. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.
29. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001. – 473 с.
31. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
32. Скотт Д.Г., Противоречия пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с.
33. Скрипичнжова И.В. Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса // Тезисы научно-практической конференции. - М., 1995. – 422 с.
34. Смирнов Г.Л., Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М., 1973.
35. Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987. – 392 с.
36. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.
37. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. - М., 1977. – 384 с.
38. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.
39. Шапарь В.Б. Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
40. Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner' s guide. San Francisco: Jossey-Bass. - 2000. P. 492
41. Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner' s guide. San Francisco: Jossey-Bass. - 2004. P. 512
|