ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… ГЛАВАI. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ
1.1.Проблема определения эмоций. 1.2.Условия возникновения. 1.3.Эмоции и процессы мотивации. 1.4.Функции эмоций. 1.5.Классификация эмоциональных явлений 1.6.Динамика эмоций.
ГЛАВА II. ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. ВВЕДЕНИЕ Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций - должна являться, казалось бы, надежным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действительно, на протяжении многовековой истории исследования эмоций пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Проблеме эмоций в разное время посвящали работы такие ученые, как: У. Джемс, П. К. Анохин, П. В. Симонов, А. Н. Леонтьев, П. Б. Ганнушкин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Тихомиров О. К., Виноградов Ю. Е., Вундт В. и др. Однако в современной психологии интерес к проблеме эмоций стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации. Отсутствие преемственности между теориями, созданными в различные исторические эпохи, не может не осложнять задачу ознакомления с психологией эмоций, объединения в единую обобщенную картину всего, что установлено или утверждается в отдельных концепциях и школах. В связи с вышеперечисленным значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Именно рассмотрению проблем, существующих в психологии эмоций, и посвящена данная работа. Цель работы – продемонстрировать, какие проблемы существуют в современной психологии эмоций, рассказать о наиболее известных теориях на эту тему, выявить условия возникновения эмоций, их функции, динамику развития, а также описать классификацию эмоциональных явлений. В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи: 1) Описать существующие в современной психологической науке теории об эмоциях; 2) Проследить, как на протяжении веков менялось определения эмоций; 3) Продемонстрировать основные эмоциональные явления. Объектом данного исследования является психология эмоций. Предметом выступает описание проблем в современной психологии эмоций. Гипотеза: проблемы, существующие в современной психологии эмоций, будут решены успешно, если правильно выявить условия возникновения эмоций, их функции, динамику развития. Методы исследования: анализ теоретической литературы, изучение передового опыта, констатирующий и формирующий эксперимент. Основным методом исследования является традиционный описательный, предполагающий анализ, классификацию, типологическое обобщение. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только теоретиками психологии эмоций, но и Психологами – практиками, которые пытаются помочь людям разобраться в собственных эмоциях и научиться управлять ими. Данная работа структурно представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1 Αρхипкина О. С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означающего эмоциональные состояния. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1981.- № 2. – 59с. 2 Бюлер К. Духовное развитие ребенка. -М., 1924.- 239с. 3 Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. -М., 1980.-234с. 4 Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.- М., 1976.-324с. 5 Вудвортс Р. Экспериментальная психология.- Μ. , 1950.-121с. 6 Вундт В. Основы физиологической психологии, т. 2.-М., 1978. – 453с. 7 Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии. — Вопросы философии, 1970, № 6.-20-40с. 8 Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства.- М., 1966.- 423с. 9 Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. -Спб., 1879—1880.-156с. 10 Гуревич К. М. Психологические вопросы изучения профессиональной пригодности работников энергосистемы. — В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М., 1965.-431с. 11 Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека. Соч., т. 5. -М., 1953.- 105с. 12 Декарт Р. Страсти души. — Избранные произведения. -М., 1950.-505с. 13 Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 6.-13-27с. 14 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. -М., 1978.-180с. 15 Запорожец А. В., Неверович Я. 3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. — Вопросы психологии, 1974.- № 6.- 57-69с. 16 Изард К. Е. Эмоции человека. -М., 1980.- 295с. 17 Кеннон В. Физиология эмоций. -Л., 1927.- 139с. 18 Ланге К. Г. Аффекты. -Спб., 1980.-204с. 19 Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции. БСЭ, т. 30. -М., 1978. 20 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1980.- 182с. 21 Линдслей Д. Б. Эмоции. /В кн.: Экспериментальная психология, т. 1. -М., 1960.- 425с. 22 Maкдауголл У. Основные проблемы социальной психологии. -М., 1916.- 203с. 23 Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1978.- 430с. 24 Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. -Спб., 1908.-203с. 25 Психологический словарь. _ М., 1983.- 124с. 26 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -М., 1979.-421с. 27 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., 1946.-403с. 28 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М., 1957.-203с. 29 Симонов П. В. Что такое эмоция? -М., 1966.- 324с. 30 Тихомиров О. К., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик. — В кн.: Психологические исследования. -М., 1969.-64-90с. 31 Φресс П. Эмоции. — В кн.: Экспериментальная психология, вып. 5. -М., 1975.- 23-100 с. 32 Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоция. –М., 1992. -209с.
|