По оценке специалистов, основными причинами роста военного сегмента вертолетного рынка считаются необходимость восстановления численности вертолетного парка, а также повышения мобильности войск. Основными покупателями на этом рынке считаются Индия и Китай. Для российских производителей не меньшую привлекательность имеют латиноамериканские страны. В странах Латинской Америки в настоящее время эксплуатируется более 400 вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26. Россия заключила крупные контракты с Венесуэлой, Мексикой и Перу. Хорошие перспективы у российских производителей на рынках Ближнего Востока и Северной Африки.
Сегодня одной из ключевых проблем стало несоответствие научно-технического и производственного потенциалов объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли. К этому привело отсутствие государственных заказов не только на выпускаемую продукцию вертолетных заводов, но и на проведение НИОКР по созданию новых вертолетов, формированию научно-технического задела на будущее. Изношенность станочного парка на некоторых предприятиях составляет 83—85 процентов. Количество квалифицированных рабочих порой не более 10 процентов. Средний возраст сотрудников ОКБ - 58—60 лет. Молодежь приходит в конструкторские бюро, но для передачи опыта необходимы практические работы, желательно с новой, перспективной техникой, а этого нет.
Например, в свое время военное ведомство объявило конкурс на учебно-тренировочный вертолет. Конструкторы разработали новые машины Ка-226 и «Ансат». Однако в итоге принято решение о модернизации на «Роствертоле» ветерана Ми-2 и поставке этих машин в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. По оценке специалистов, стоимость модернизации такой машины и ее эксплуатации в несколько раз дороже современных зарубежных аналогов. Думается, государству было бы выгоднее начать выпуск современных машин, чем реанимировать проект середины прошлого века.
Без господдержки в данном вопросе российская вертолетостроительная отрасль не сможет выйти на качественно новый уровень развития. А рынок диктует все более жесткие условия.
В настоящее время консолидация финансовых усилий государства в лице ОПК «Оборонпром» позволила продолжить научные разработки в вертолетной отрасли. Созданы новые модели вертолетов: Ка-226, Ка-62, Ми-34С, Ми-38, «Актай», «Ансат». Начат выпуск установочных партий Ка-50 «Черная акула», Ми-28Н «Ночной охотник». Налажена модернизация существующих вертолетов: Ми-8 (в экспортном варианте Ми-17), Ми-24 (Ми-35), осваивается программа Ми-26. Как рассказал И. Пшеничный, в следующем году начнутся государственные совместные испытания вертолета Ка-52 «Аллигатор».
Среди военных существует другое мнение. Согласно ему, в настоящее время такая модернизация для большей части Ми-24, выработавших или почти выработавших ресурс эксплуатации, неприемлема. Военным летчикам нужны новые машины с характеристиками, заложенными в тактико-технические задания для разработки Ми-28Н, Ка-50 и Ка-52. В противном случае наше отставание от других стран по ударным вертолетам станет критическим. Сегодня в государственной программе вооружения прописано количество закупаемых машин. Какая машина лучше и в чем, покажет время, а пока надо работать и добиваться высоких практических результатов.
Список литературы
Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда». Вертолетный гамбит. 18.04.2007
|