Социальная реклама еще не очень привычна для современного российского общества. Между тем, в экономически развитых странах, там, где рынок стабилен, сформирован и более эффективно регулируется со стороны государства, существует мощная социальная реклама, которая заказывается органами государственного и муниципального управления, либо структурами коммерческими при поддержке и поощрении со стороны государства. Социальная реклама — это сфера, на которую в развитых странах выделяются колоссальные деньги. Это важнейший элемент регуляции современного общества. Социальная реклама — это способ воздействия со стороны либо общественных объединений, преследующих какие-либо духовные, нравственные, социальные цели, либо со стороны государства на социум в целом или на те или иные его слои.
Знаковым с точки зрения развития социальной рекламы в Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге стал 2000 год. Тогда впервые Министерство печати и массовых коммуникаций РФ сделало серьезный заказ на социальную рекламу. В Санкт-Петербурге в этот же год Комитету по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга удалось при поддержке губернатора добиться от парламента города выделения достаточно большой суммы на социальную рекламу. Впоследствии выделение средств на социальную рекламу в Санкт-Петербурге стало ежегодным. В октябре 2001 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга был принят и подписан губернатором Санкт-Петербурга Закон о грантах, в котором был законодательно закреплен порядок распределения бюджетных средств, предназначенных для социальной рекламы.
До совершенной реализации этой схемы, конечно, еще далеко. И причина здесь в том, что сама по себе социальная реклама малоэффективна, если не отвечает запросу общества. Существенным условием ее эффективности также является высокое художественное и техническое качество продукта (часто, экономя на средствах, организации, особенно некоммерческие, изготавливают хорошую по содержанию, но плохую по техническим параметрам социальную рекламу. И эффект от нее сразу сводится к нулю).
Сама по себе социальная рекламная кампания мало что может изменить в поведенческой модели общества, если общество к этому не готово. А готово оно должно быть и к принятию законодательства, снимающего социальную проблему, и к запуску комплексной программы по решению этой проблемы, и к финансированию ее реализации, и к отслеживанию и измерению эффективности рекламной кампании. Но главное – люди сами должны хотеть решить эту проблему. Тогда все звенья цепи замыкаются в одну логическую конструкцию, и пространство публичной политики становится все более и более осязаемым.
1. ФЗ РФ "О рекламе" № 108-ФЗ
2. Амбуладзе Д.Г. Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия /автореферат/ – М., 1998.
3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики –«Смысл»
4. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. –Изд-во МГУ, 1980
5. Вайнштейн А.Л. Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России. - М., 1960.
6. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб., 1995.
7. Герасимов В.М. Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере /автореферат/ – М., 1994
8. Гмурман В.Е. Основы теории вероятности и математической статистики. – М., 2001
9. Жуков В.И. Социальная политика и социальное образование в России. – М., 1998.
10. Зимбардо Ф. Ляйппе М. Социальное влияние. – С.-Пб.: Питер, 2001
11. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1997
12. Кабалевский А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы. – М., 2002
13. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.
14. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. –М. Ваклер, 2000
15. Кортлэнд Л.Бове и Уилльям Ф.Аренс. Современная реклама. – М.: Довгань, 1995 г.
16. Кэмпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях –Спб., 1996
17. Майерс Д. Социальная психология. -М., 2000
18. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. -М., 2001
19. Перепечаева Я. Психологические аспекты социальной рекламы // Реклама и PR, 2005, № 5, с. 15 – 19,
20. Платонов О.А. История русского народа в ХХ веке. – М., 1982
21. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Ваклер, 2000
22. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2002.
23. Пронина Е. Психология журналистского творчества. – М.: изд-во МГУ, 2002.
24. Струмилин С.Г. Избранные произведения. - М., 1963.
25. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России. - М., 1960.
26. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – С.-Пб., 1999 г.
27. Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». – М., 1998.
Периодические издания:
Ведомости. 14 сентября 2002 г.
Газета. 2006. 17 ноября
Матыцина Т. Социальная реклама // Пчела. — 2002. — № 2. — С. 28, 29.
Самойлова А. Заплати налоги и выпей пива! // Пчела. — 2002. — № 2. — С. 24.
Шекова Е.Л. Социальная реклама: основные понятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5.
Эксперт. 2003. № 8. С. 30 – 32.
|