Больше столетия в русской культуре создавался миф о Петербурге - городе-призраке, возникшем на пустом месте, построенном одной человеческой волей, непостижимом городе воды, камня и туманов, городе, далеком от России, но ставшем ее символом. Писатель собрал воедино легенды города, все его литературные образы: среди его "сотворцов" Пушкин, Гоголь, Достоевский, Мережковский, Салтыков-Щедрин. Среди персонажей - тени героев "Медного всадника", "Бесов", "Идиота", "Шинели", "Пиковой дамы" (причем, не повести Пушкина, а оперы Чайковского). Роман Белого был итогом этого мифотворчества, предвестником грядущих великих потрясений.
Для каждого писателя образ города представлялся особенным, прочувствованным именно им и отображенный согласно личному восприятию.
Основная задача урока литературы представляется нам именно в отображении авторской позиции каждого из представителей отечественной литературы на образ Санкт-Петербурга. Учащийся сам должен определиться с тем, какое именно лицо Петербурга для него роднее, мнение какого автора ближе.
1. Анциферов Н.П. “Непостижимый город…” Л., 1991.
2. Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975
3. Красухин Г.Г. Пушкин. Болдино, 1833. Новое прочтение: «Медный Всадник», «Пиковая Дама», «Анджело», «Осень». М., 1997.
4. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1991г.
5. Тюнькин К. Бунт Родиона Раскольникова // Вступл. к кн. Ф. Достоевского "Преступление и наказание". – Л.: Художественная литература, 1974.
6. Удодов Б.Т. Пушкин: художественная антропология // Вече. СПб., 1996.
|