ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, данная проблема аномального поведения личности рассматривается в работах многих психологов. Важный аспект рассматриваемой проблемы состоит в прогнозировании развития личности подростка с криминальным и делинквентным поведением и выборе психокоррекционных и реабилитационных мер.
За рубежом вопросам комплексных мер работы с несовершеннолетними правонарушителями уделяется особое внимание. В российской психологической науке эта проблема разработана пока мало, а обсуждению медико-психологических подходов до сих пор посвящены лишь отдельные работы. К ним в частности можно отнести работы - Антонян Ю.М., Юстицкиого В.В., Пискуновой М.И., Беляничева В.В., Горьковой И.А., Вострокнутова Н.В., Сирота Н.А., Ялтонского В.М. и других.
До недавнего прошлого проблема аномального поведения, делинквентности и криминальности у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения (Исаев, Каган; Слуцкий; Бойко, Юлдашев, Масагутов, Юлдашев, Буторина и другие). Усиление делинквентных и криминальных тенденций у подростков женского пола, наблюдаемое в последний период, делает чрезвычайно актуальной разработку вопросов специфики личностного развития именно у девочек-правонарушительниц.
Таким образом, проблема аномального развития личности подростков с аномальным поведением имеет системный характер и должна изучаться в совокупности взаимосвязанных аспектов.
Итак, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы определить довольно сложно. Чаще всего это динамические параметры. Психически аномальным считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Максимальный прирост числа аномального поведения в возрастной категории именно подростков наблюдался в середине 90-х годов. В настоящее время произошла стабилизация подростковой преступности на относительно высоком уровне, но сохраняются тревожные тенденции: большое количество агрессивно-насильственных преступлений, в том числе тяжких, в женской подростковой среде, а также среди детей и подростков до 14 лет. Общий социальный кризис не может быть преодолен без решения наиболее острых вопросов молодежной преступности [5].
Вместе с тем аномальное поведение несовершеннолетних нельзя объяснить только лишь макросоциальными причинами. Современная подростковая преступность представляет собой комплекс проблем, среди которых наряду с социальными и педагогическими важное место занимают психологические и медицинские. Как известно, в условиях кризиса наиболее подверженными неблагоприятным влияниям становятся представители групп риска, как социального, так и медицинского. Подростковый же возраст сам по себе является критической фазой жизни человека. Описанные обстоятельства создают почву для социально девиантного развития молодого человека и аномального формирования его личности.
Многоаспектность этой проблемы делает необходимым комплексный подход к вопросам профилактики правонарушений и коррекционных мер по отношению к совершающим их подросткам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1997.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
3. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям. Журнал практического психолога, № 4, 1998.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
5. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия в 2 т. М., 1998.
6. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
7. Основы социальной работы: Учебник/под ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.
8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
9. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
10. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера.– Самара: Издательский Дом (БАХРАХ), 1997.
11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998.
12. Чудковский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Ростов-на-Дону: изд-во (Феникс), 1997.
|