Введение
Глава 1. Психология личности 1.1.Современные концепции личности 1.1.1.Отечественные теории личности. 1.1.2.Зарубежные теории личности 1.2. Понятие Я-концепции Глава 2. Общая характеристика людей в период поздней взрослости 2. 1.Специфические проблемы периодизации индивидуального развития человека периода поздней взрослости. 2.2. Типы людей в период поздней зрелости 2.3. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте 2.4. Ведущая деятельность в период поздней взрослости. 2.5. Межличностные отношения в зрелом возрасте 2.5.1. Семейный цикл 2.5.2.Отношения со стареющими родителями 2.6.Кризис середины жизни 2.6.1. Мужчины в период поздней взрослости 2.6.2. Женщины в период поздней взрослости Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В последние годы интерес к проблемам людей периода поздней взрослости заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях. Период поздней взрослости изучается как часть психологии личности. В первой главе данной работе мы покажем, что в современной психологической науке существует несколько концепций личности и многие из них выделяют понятие «Я-концепция». Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, потому в литературе нет единой его трактовки. В данной курсовой мы будем придерживаться определения Я-концепции Бернса: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой». Таким образом, применительно к нашей теме мы рассмотрим основные характеристики человека в период поздней взрослости, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. Объектом исследования явились особенности личности человека в период поздней взрослости.
Предмет исследования – особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональных сфер личности человека в период поздней взрослости. Цель данного исследования является изучение самосознание (Я-концепции ) людей в период поздней взрослости. Цель исследования обусловила комплекс задач: 1 охарактеризовать теории личности в современной психологии, дать трактовку Я- концепции; 2 установить возрастные рамки человека периода поздней взрослости; 3 определить личностные особенности людей этого периода жизни, рассказать о том, какова их самооценка; 4 изложить развитие психофизиологических функций в данном возрасте; 5 уделить внимание профессиональному, нравственному и духовному становлению людей в период поздней взрослости. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в этот период. Личностные особенности выступают как факторы успешности процесса адаптации. Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности определяют адаптацию человека в период поздней взрослости. Данная работа структурно представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред. А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1. 2 Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996. 3 Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. 1974 – 135 с. 4 Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984. 5 Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998. 6 Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1. 7 Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001. 8 Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1935. 9 Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000. 10 Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. 11 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996. 12 Крымская М.Л. Климактерический период. – М., 1988. 13 Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности, тексты. – М., 1980. 14 Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – СПб., 1997. 15 Морфология человека. Под ред. Б.А.Никитюка, В.П.Чтецова. – М.,1990. 16 Николаев Г. Мужчина и женщина. Биология любви. – М., Наука и жизнь, 1996, № 5. 17 Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001. 18 Стендаль. О любви. Собр. Соч. в 12 т. – М., 1978, т. 7. 19 Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988. 20 Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999. 21 Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998. 22 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001. 23 Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999. 24 Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000.
|