Итак, если объектом социологии выступает социальное, социальная реальность в настоящем, прошлом и будущем, то можно констатировать следующее: при отождествлении социального с общественным объектом социологии выступает по существу все общество, общественная жизнь человека.
Следовательно, объекты социологии – все социальные системы или социальные отношения, т.е. та или иная реальность: личность, семья, коллектив, группы, общество как система, мировое сообщество и т.п.
Большинство социологов в настоящее время считает, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни – социальные отношения, процессы, структуры, социальные действия и взаимодействия, институты, социальные общности.
Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщим методом социологии является материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии - в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка – вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики, как объективность, историзм и системный подход.
В социологических теориях переплетаются как констатация объективных характеристик процессов и структур, так и их оценка, т.е. в этой сфере знания, к сожалению, невозможно полностью исключить элементы субъективизма.
При анализе соотношения объективного и субъективного в социологических теориях важно видеть логику, лежащую в основе различных трактовок: какого рода социальные интересы, предпочтения порождают те или иные оценки, как они соотносятся с позициями существующих в нашем обществе субъектов, с их собственным социальным статусом.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.
Кравченко С.А. Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник. 2-е изд, доп. - М.: Анкил, 1998.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - Воронеж, 1994.
Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
|