Содержание Введение 3 1. Сущность и основные направления социальной политики 4 2. Типы социальной политики государства. 4 3. Социальная роль государства. 6 4. Социальная защита населения 10 Заключение 17 Литература 18
Содержание Введение 3 1. Понятие "социальной сферы" 5 2. Субъекты социальной сферы жизни общества. 8 3. Этносы, нации и национальные отношения. 9 4. Человечество - субъект социальной сферы жизни общества. 10 Заключение 12 Литература 13
Содержание Введение 3 1. Общие представления о понятии человек – индивид - личность. 3 2. Представления о сущности личности. 5 3. Индивидуальность и ее проявления 8 Заключение 14 Литература 17
Содержание Введение 3 1. Понятие социального контроля в социологии 5 2. Социальный контроль труда как сложно-организованная система 8 3. Санкции социального контроля труда 11 Литература 14
Содержание Введение 3 1. Понятие социальной организации, ее основные черты. Основные принципы и цели организации 4 2. Вебер о бюрократии как социальном явлении. Типология организаций. 8 3. Недостатки бюрократической организации. Проблемы реформирования командно – административной системы управления в России. 14 Заключение 20 Список использованной литературы 21
Введение 3 1. Методологические проблемы историографии социальной работы 4 2. Основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России 11 Заключение 20 Список использованной литературы 22
Содержание 1. Определение и понятие роли семьи в обществе 4 2. Деятельность социального педагога по работе с девиантными семьями 7 3. Алгоритм работы социального педагога с адекватной семьей. 14 Заключение 20 Литература 21
Содержание Введение 3 1. Необходимость проведения социальных реформ в РФ 4 2. Социальная политика и особенности ее реализации 12 3. Перспективы социальной сферы в РФ 18 Заключение 24 Литература 25
Содержание Введение………………………………………………………………………. ..3 1. Предпосылки реформ социальной помощи населения в России…….. 4 2. Организация помощи и поддержка населения в России в 90-х г. ….…7 Заключение…………………………………………………………………… 18 Список литературы………………………………………………………….. 19
Введение 3 1. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия 4 2. Домашнее насилие и агрессия 6 3. Формы и виды насилия в семье 12 Список использованной литературы 20
ВВЕДЕНИЕ 2 1. Неполная семья: определение 3 2.Основные социально-психологические проблемы образования неполных семей. 5 3. Формы и методы социальной работы с неполной семьей. 8 Заключение 12 Список использованной литературы: 15
Введение 3 1. Современное состояние проблемы 4 2. Методы решения социальных проблем детей инвалидов 6 3. Работа социальной службы с детьми инвалидами 13 Заключение 18 Литература 19
Содержание Введение 3 1. Предмет и структура социологии 4 2. Социальная структура общества и е элементы 7 3. Социология образования 10 Заключение 15 Литература 16
ВВЕДЕНИЕ 3 1. КУЛЬТУРА, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ 6 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение Глава 1. Социальная сущность личности Глава 2. Личность в разных культурах Глава 3. Типы социализации личности Заключение Список использованной литературы
Содержание Введение 3 1. Понятие гражданского общества 4 2. Соотношение государственности и гражданского общества в России 8 Заключение 12 Литература 13
Содержание Введение 3 1. Отношение личности и общества 4 2. Социальная сущность политики и государства 5 3. Современное общество: ценности и нравы 9 Заключение 13 Литература 15
Содержание Введение 3 1. Понятие социальной структуры общества и ее объективная детерминация 4 2. Этнологическая структура общества 5 3. Классовая структура общества 8 4. Социальная структура современные общества 11 Заключение 16 Литература 17
Содержание Введение 3 1. Городское самоуправление в дореволюционной России 4 2. Государственная власть и управление в городах в советский период 7 3. Система городского самоуправления в Российской Федерации 8 Заключение 18 Литература 20
Содержание Введение 3 1. Структура социологического исследования 4 2. Виды социологического исследования 6 3. Цели и задачи социологического исследования 7 Заключение 9 Литература 10
Содержание Введение 3 1. Структура населения Германии 4 2. Динамика естественного движения Германии 6 3. Современная демографическая ситуация в Германии 7 4. Структура распределения населения Германии 8 Заключение 12 Литература 13
Содержание Введение 3 1. Структура населения Германии 4 2. Динамика естественного движения Германии 6 3. Современная демографическая ситуация в Германии 7 4. Структура распределения населения Германии 8 Заключение 12 Литература 13
1. Проблемы управления в индустриальной социологии начала ХХ века (от теории рационализации до «классики» управлении). 2 2. Классическая теория организации управления (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер). 10 3. Мотивационные теории и теории стилей руководства. 13 Литература 14
Содержание Введение 3 1. Сущность PR-деятельности 4 2. Объект и предмет PR-деятельности 5 3. Особенности работы PR-групп с различными типами аудитории 8 Заключение 12 Литература 13
Вариант 8. Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 3 1. Теория структурно-функционального анализа. 3 2. Теория социального конфликта. 4 3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. 8 Литература: 17
Социология Вариант 20. Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи Содержание
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы. 3 2. Социальная защита семьи. 7 3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 11 Литература 15
Вариант 17. Социальная сущность семьи 1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. 2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи. 3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы. Излагая первый вопрос целесообразно отметить место данной темы в структуре социологического знания, специфику социологического подхода к изучению семьи. Дайте определение понятий «семья». Чем объясняется необходимость сохранения семьи. Охарактеризуйте «семью как социальный институт» и «семью как социальную группу». Говоря о семье, нельзя не подчеркнуть, ее основу - брак. Дайте определение понятия «брак», в чем сущность и специфика брака. Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны. В чем это проявляется? Второй вопрос предполагает классификацию семьи, выделение типов (их три) и характеристику каждого типа. Назовите и охарактеризуйте основные функции семьи. Литература: Социология семьи. Учебник под ред. проф. А.И. Антонова. 2е изд., М.: ИНФРА, 2007. Вельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.
Содержание Введение 3 1. Особенности института семьи в России 4 2. Специфика развития современной семьи 5 3. Особенности исследования семьи в современной России 6 Заключение 11 Литература 12
Содержание Введение 3 1. Процесс обучения ролям 4 2. Предписанные и достигаемые статусы 6 3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт 14 Заключение 22 Литература 23
Содержание программы: Введение 3 1. Методологический раздел программы. 4 1.1. Формулировка проблемы. 4 1.2. Объект и предмет исследования 4 1.3. Цель и задачи исследования 4 1.4. Интерпретация основных понятий. 5 1.5. Гипотеза 6 2. Организационно-методологический раздел. 7 2.1. Методы сбора первичной социологической информации. 7 2.2. Выбор обследуемой совокупности 14 Заключение 16 Анализ данных 16
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ. МАЛАЯ ГРУППА - ОСНОВНОЙ ТИП СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. 4 2. ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение 3 1. Проблема современных разводов 4 2. Причины разводов в России 12 3. Последствия разводов 14 Заключение 20 Литература 21
Введение Россия, наряду с Испанией и Италией, возглавляет ныне список индустриально развитых стран со сверхнизкой рождаемостью, т.е. с таким ее уровнем, который намного ниже порога простого воспроизводства населения (2,1 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь). У нас этот индекс в 1997 г. составил 1,23 ребенка (для сравнения: в Англии и Франции - 1,7; Швеции - 1,6; Германии - 1,3; Италии - 1,24; Испании - 1,15; в США и Канаде, изначально ориентированных на иммиграцию, - соответственно 2,0 и 1,6). Для развитых стран сверхнизкая рождаемость является хронической, и ее продолжающееся сокращение в связи с дальнейшим развалом института семьи скорее говорит о "демографическом крахе", нежели "демографической зрелости" западного мира. В преддверии XXI века можно со всей определенностью сказать, что призрак депопуляции бродит не только по Европе - это планетарный, глобальный феномен. К 2000 г. население Земли, по-видимому, достигнет 6 млрд. - величины значительно меньшей, чем это мерещилось в 50-е годы мальтузианцам всех мастей. Причем, прирост на 96% будет определяться развивающимися странами, в которых происходит удивляющее многих европейских демографов ускорение темпов падения рождаемости. Одной из причин подобной ситуации является наличие большого количества разводов в нашей стране. Литература Алешина Ю.Е. Исследование разводов в западноевропейских странах и США и консультативная служба // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. - М.,1981. - С. 129-156. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 1994. - 70 с. Говако Б.И. Студенческая семья. - М., 1988. - 159 с. Население и Общество. 2004. № 20
Введение 3 1. Воздействие социально-экономических изменений на положение женщин. 5 2. Демографическая ситуация 6 3. Факторы и особенности роста женской занятости 9 4. Экономическая независимость и (или) безопасность 14 Заключение 19 Литература 23
Заключение Важнейшим составляющим в положении женщины является ее место в обществе, ее участие в общественно-полезном труде как источнике существования и средстве реализации своего социотворческого потенциала. Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин-работниц на всех уровнях решаются без учета выполнения ими материнских функций. В республике слабо решаются или вовсе не решаются вопросы создания специфических программ переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих детей, или возвращающихся из отпуска по уходу за детьми. Это сдерживает мобильность женской рабочей силы, а в новых экономических условиях становится главным тормозом интеграции женщин в динамично меняющиеся условия занятости. Значительно медленнее, чем у мужчин, идет и рост деловой квалификации женщин. Более того, при первых же попытках демократизации выборной системы и снятии женских квот резко сократилась численность женщин в структурах политической власти и управления. Так, например, в прошлом парламентском составе республики из 73 человек была лишь одна женщина, в нынешнем - 2. Главная же отличительная черта социального статуса женщин - это непрочность профессиональных позиции и нисходящая социальная мобильность. Не лучше обстоят дела у женщин и в семье, в которой она, как известно, играет ключевую роль. Вся тяжесть жизненных невзгод, связанных с обвальным падением уровня жизни подавляющего большинства семей, легла на женские плечи. По сравнению с мужчиной она выполняет двойную нагрузку по материальному обеспечению семьи и по ведению домашнего хозяйства. Об этом свидетельствуют и данные нашего социологического обследования структуры суточного фонда времени 150 городских семей. Так, время на ведение домашнего хозяйства в рабочий день у мужчин составляет всего 50 мин., а у женщин - 3 часа 25 мин., т.е. более чем в 4 раза. В выходной же день на ведение домашнего хозяйства мужчина тратит 1 час 41 минуту, в то время как женщина - 7 часов 59 минут, т.е., в четыре раза больше. Не менее вопиющим является и разница в объеме свободного времени у мужчин и женщин. Так, если у мужчин свободное время в рабочий день, по данным тех же исследований составляет 3 часа 22 минуты, то у женщин это время составляет всего 1 час и 48 минут. В выходной же день это время у мужчин составляет 9 часов, у женщин всего 4 часа. Особенности этих сторон структуры суточного фонда времени представляют наибольший научно-практический интерес, поскольку потенциально они являются одним из основных резервов улучшения положения женщины в семье и в быту. Именно в этой области семейной жизни проявляется с наибольшей наглядностью, фактическое неравенство женщины. Конечно же, весь этот социальный и морально-психологический дискомфорт не мог не отразиться на социальном поведении женщин, на здоровье матерей и их детей. Ослабление воспитательной и социализирующей роли семьи напрямую связано так же с ухудшающимся положением женщины, у которой на воспитание собственных детей из всего суточного фонда времени по данным наших исследований остается: в рабочие дни - по 35 минут, в выходные и того меньше-28 минут. Уровень заболеваемости женщин детородного возраста и беременных женщин резко возрос и достигает 80 процентов. Не удивительно поэтому, что более половины родившихся у них детей тоже страдают различными заболеваниями, а детская смертность нарастает катастрофическими темпами. Таково вкратце положение женщины в социальной структуре современного российского общества. Положение очень непростое, и выход из него не может быть однозначным. Как и то, что сама женщина своей жизнью, своим социальным положением и состоянием своей души по большому счету определяет существование самого общества и каждого из нас, одаривая нас жизнью, И сегодня замахиваться на полномасштабное решение женского вопроса, особенно при наших реальностях, едва ли возможно. Спросите женщину: что бы она для себя пожелала сегодня, и она даже при самом бедственном положении обязательно ответит вам: «Дорогие мужчины! Сделайте так, чтобы не было войны, и везде наступил мир». И это будет ее святой правдой, потому что мир - это самое благоприятное для нее условие любить, рожать и растить детей. Следующим ее пожеланием, конечно же, будет благополучие ее детей. Поэтому вне достижения благополучия своих детей и их защищенности своих детей она не захочет никаких благ. Если продолжать в том же духе, то благополучие женщины невозможно представить вне благополучия ее семьи, потому что и там она главная фигура - мать, хранительница очага, созидательница неповторимой семейной атмосферы. И так далее, Но в качестве одного из первых шагов может быть названо то, что составляет основу и главное условие существования общества, семьи и самого человека - это обеспечение занятости женщин с учетом ее общественных, социальных, семейных и материнских ролей. Стратегическая программа решения женского вопроса должна основываться на идеологии подлинного равенства, которое ориентировало бы государство на смещение акцентов с унизительных форм помощи на рост социально-экономического потенциала семьи и возможностей ее самообеспеченности и самодостаточности, на создание предпосылок для максимально полной реализации женщиной своих прав и творческого потенциала в общественной сфере, профессиональной деятельности и семейной жизни. Можно было бы установить налоговые льготы, преимущества в погашении кредитов предприятиям и организациям за активное и эффективное ведение работы по улучшению условий труда, ускоренные темпы выведения женщин с неблагоприятных рабочих мест; создать при центрах по трудовой занятости специальные подразделения, оказывающие организационную и консультационную помощь женщинам в выборе вида трудовой деятельности; всемерно содействовать организации и развитию женского предпринимательства, обеспечивать условия для создания женщинами малых предприятий, различных кооперативов, рабочих мест для надомного труда, их ремесленной и артельной деятельности, малого бизнеса, выделять для этого помещения, оборудование и материалы, предоставлять на льготных условиях необходимые кредиты и субсидий и т.д. Литература 1. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М. 1998. 2. Гендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Душанбе, 1999 3. Российский статистический ежегодник. М., 2000. 4. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: ЧЕРО; МГУ, 1996.
Введение 3 1. Социально-психологические факторы, влияющие на качество брака 4 2. Социально-демографические и экономические факторы, влияющие на качество брака 9 3. Современные проблемы семейных отношений 12 Заключение 18 Литература 19
Заключение Так, в психологии принято выделять целый массив супружеских установок, значимых для семейной жизни, но большинство источников не конкретизирует их и не обосновывает их влияние на супружескую удовлетворенность браком. Зарубежные исследователи (в своем большинстве) уделяют основное внимание проблемам восприятия личности и взглядов супругов, тогда как работы отечественных ученых придают большее значение взаимному восприятию супругов в сфере ролевого поведения. Несмотря на это, наши и зарубежные авторы имеют общие мнения относительно параметров успешных и неуспешных супружеских пар. Так, высокое качество брака связано с воспринимаемым личностным сходством, согласованностью представлений о себе и о партнере, подобием ролевых ожиданий. Однако, удовлетворенность браком - динамический аспект межличностного восприятия, подчиненный следующей закономерности: изменения значений удовлетворенности браком, а также поло-ролевой структуры семьи зависит от стажа совместной жизни супругов и возраста их детей.
Литература Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Дисс. …канд. психол. наук. - Киев, 1989. - 177 с. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3-е изд., испр. и доб. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с. Литвинова Л.Г. Конфликтность как нарушение функционирования семьи на различных этапах ее развития // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: - Петрозаводск: ПГУ, 1994. - С. 4-13. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии /Пер. с англ. - М.: МИРТ, 1995, - 416 с. Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс. …канд. психол. наук - Минск, 1991. - 224 с