Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социального конструирования идентичности…………………………………………………7 1.1. Концептуальные идеи социального конструирования. Интеграция методологических подходов……………………………………………..7 1.2. Специфика формирования гражданской идентичности, ее составляющие…………………………………………………………….18 1.3. Средства массовой информации как один из основных факторов формирования гражданской идентичности молодежи ………………..29 Глава 2. Эмпирическое исследование конструирования гражданской идентичности как фактора социализации молодежи…………………………40 2.1. Организация и методы исследования…………………………………...40 2.2 Анализ результатов опроса «Формы этнической идентичности»……..44 2. 3 Анализ результатов опроса с помощью модифицированного опросника этнической толерантности………………………………………………………59 Заключение……………………………………………………………………….70 Литература………………………………..……………………………………...74 Приложения……………………………………………………………………...81
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТРУДОВЫЕ МОТИВАЦИИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 8 1.1. Понятие мотивации. Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность 8 1.2. Социологические категории мотивации 14 1.3. Модели мотивации 22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ТРУДОВЫЕ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 37 2.1. Описание методологического аспекта социологического исследования «Специфика мотивации персонала в розничной торговле» 37 2.2. Исследование мотивации сотрудников предприятия «CALZEDONIA GROUP» 39 2.3. Результаты эмпирического исследования. Рекомендации 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111 Приложение 117
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования рекламы как социального института 9 1.1 Социальный институт, как социологическая категория 9 1.2 Реклама как социальное явление: понятие и виды 19 Глава 2. Институциональные характеристики рекламы в России 29 2.1. Процесс институционализации рекламы в России 29 2.2. Отношение общества к рекламе как к социальному институту 37 Заключение 55 Литература 57 Приложение 60
Содержание Введение 3 Глава 1. Социальные институты поддержки населения, как государственная система 5 1.1. Основные модели социальной работы в России 5 1.2. Теоретические аспекты моделей социальной работы за рубежом в XIX веке 11 Глава 2. Парадигма развития институтов социальной помощи и самопомощи в европейских странах в XIX веке 20 2.1. Система социальных институтов поддержки населения в Англии 20 2.2. Эволюция социальной помощи в Германии 25 2.3. Франция: основные аспекты формирования и функционирования социальной помощи в XIX веке 32 Глава 3. Особенности российской специфики социальной поддержки населения в XIX веке на примере деятельности социальных институтов 36 3.1. Российское призрение в первой половине XIX века 36 3.2. Система социальных институтов поддержки в России в пореформенный период 40 Заключение 50 Литература 53
Введение 3 1. Теоретико-методологические аспекты изученности проблем семьи 8 1.1. Основные подходы к исследованию сущности семьи 8 1.2. Проблема кризиса семьи 22 2. Современные практики реализации социальных ролей родителей 45 2.1. Роли родителей в оценках населения 45 2.2. Условия реализации функций родителей 59 Заключение 62 Список литературы 67 Приложения
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения 6 1.1. Понятие девиантного поведения. 6 1.1.1. Понятийно-терминологическая сущность термина "девиация" 6 1.1.2. Понятие "нормы", "положительной девиации" 9 1.1.3. Понятие отклоняющегося поведения и его виды. 14 1.1.4. Связь и различия "нормы" с отклоняющимся поведением 22 1.2. Основные формы девиантного поведения: уровень, динамика, прогноз 24 1.2.1. Самоубийство 24 1.2.2. Наркомания 27 1.2.3. Иные виды девиантного поведения 27 1.3. Современные подходы к изучению девиантного поведения 29 1.4. Методика изучения девиантного поведения 36 Глава 2. Факторы формирования девиантного поведения в постсоветской России 38 2.1. Характеристика социально-политических условий в постсоветское время 38 2.2. Анализ основных девиаций в постсоветское время: причины, место, носители 40 2.2.1. Причины отклоняющегося поведения 40 2.2.2. Место и время отклонения в поведении 46 2.2.3. Носители девиантного поведения 50 Глава 3. Анализ девиантности в молодежной среде по материалам социологического исследования. 53 3.1. Характеристика объекта исследования 53 3.2. Анализ форм девиантного поведения 56 3.2.1. Преступность 56 3.2.2. Самоубийства 64 3.2.3. Наркотизм 67 3.2.4. Иные формы девиантного поведения 70 Заключение 72 Литература 73 Приложения 76 Литература 1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980. 2. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. – 704 с. 3. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб, 1993, 167 с. 4. Гилинский Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российской действительности эпохи постперестройки // Мир России, 1995 г. № 2. С. 118 – 131. 5. Гилинский Я.И. Девиантное поведение как одна из характеристик качества населения Петербурга//Качество населения Санкт-Петербурга СПб., 1993. С. 149-161 6. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998 7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2. 8. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1995. 9. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. 10. Лепс А. Сравнительный анализ преступности // Юрист Эстонии. 1991.№1. С.41-45; №2. С. 144-147. 11. Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза//Социс. - 1996. - № 7. 12. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. №5. 13. Мертон К.Р. Социальная структура и аномия// Социс.1992-№2-4. 14. Население России: Ежегодный демографический доклад. М, 1993. 15. Новые направления в социологической теории. - М., 1978. 16. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - №9. 17. Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Статистич. сборник СПб., 1993 18. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993. 19. Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. СПб, 1994. 256 с. 20. Проективная психология/Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. 21. Семенова В.В. Качественные методы (введение в гуманистическую социологию) М., 2000 г. 22. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. 13 июля 1994. 23. Состояние преступности в России за январь-октябрь 1994 года. М.,1994 24. Социология преступности. М.: Прогресс, 1996. 25. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с. 26. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. 27. Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., Когито-Центр, 2001 28. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и социологии - М.: Знание, 1996 29. Тернер Дж. Структура социологической теории./М.: Прогресс, 1985. 30. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996 31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1998. 32. Хагуров Т.А. Степанова Н.Е. Агрессивность и маргинальность – характерные черты кризисного общества. Москва-Краснодар, 2000. 33. Sheldon W.H. Social traits and morphological tipes // J. Personnel Res., 1927
Оглавление Введение. 2 1.Социально – педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома как проблема исследования 5 1.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 8 1.2. Социально-педагогическая сущность и содержание профилактики наркомании среди воспитанников Детского дома 16 2.Обоснование модели социально-педагогической деятельности по провилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 23 2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 23 2.3.Программа социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 33 3.Пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 38 3.1. Оптимизация существующей практики социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанниов Детского дома 38 3.2.Повышение эффективности социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 41 3.3.Пути повышения эффективности дальнейшего развития социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди воспитанников Детского дома 45 Заключение 51 Литература 55 . Конвенция ООН о правах ребенка от 20. 11. 1989 года // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации. 1998. № 28. 3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 № 120 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 5. С. 18-19. 4. Постановление Главы МО «Город Сыктывкар» «О взаимодействии учреждений, служб и общественных организаций города с семьями, находящимися с социально опасном положении» от 24.04.2001 № 4/1354 5. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. 6. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2001. 256 с. 7. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. Бланкова А.С., Бурмистрова И.А. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. 177с. 8. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1981. 188с. 9. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992. 137 с. 10. Барило Т.С., Демина И.С. Профилактика правонарушений среди учащихся. Киев, 1989. 59 с. 11. Барсукова Т.М., Быкова Н.В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2003. № 3. С. 31-35. 12. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: «Прометей», 1993. 256с. 13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1994. 280с. 14. Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. № 3. С. 66-70. 15. Бородаева Г.Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Беспризорник. 2003. № 5. С. 60-62. 16. Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности // Социальная педагогика. 2003. № 1. С. 81-83. 17. Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 1990. 83с. 18. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: Юридическая литература, 1980. 136с. 19. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: сб. трудов. М., Часть 1. 1970. 163с. 20. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М. 2001. 39с. 21. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4. С. 10-13. 22. Гаусова Л.К., Солтовец А.В. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации в Ростовской области // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 2000. № 3. С. 71-79. 23. Гурьева А.Л. Личность преступника. М., 1989. 103с. 24. Двойменный И.А., Лелеков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 1993. № 10. С. 18-21. 25. Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социологическое осмысление. СПб: «Алатейя», 2000. 274с. 26. Добро без границ: Сборник материалов Y Всероссийских Католиковских педагогических чтений. Сыктывкар, 2002. 459с. 27. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1981. 160с. 28. Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 4. С. 28-39. 29. Железнова А.К. Проблемы межведомственного взаимодействия в работе по профилактике детской безнадзорности и преступности (из опыта работы центра семейного воспитания в зеленоградском округе г. Москвы) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 4. С. 10-12. 30. Жигарев Е.С. Административная делинквентность несовершеннолетних: понятие, виды, профилактика. М., 1992. 216с. 31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 68с. 32. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика // Основы безопасности жизни. 2002. № 4. С. 12-14. 33. Зубова Р.И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Сыктывкарского Университета. 2003. Серия 14. Выпуск 2. С. 54-65. 34. Иванова С.И. У кошки четыре ноги // Беспризорник. 2003. № 1. С. 20-21 35. Иващенко Г.М., Мирсагатова И.Н. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 1. С. 18-26. 36. Иващенко Г.М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. 2003. № 1. С.18-21. 37. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М.: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1967. 79с. 38. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений М., 1980. 185с. 39. Карелова Г.Н. Современные проблемы и пути дальнейшего совершенствования деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. 2002. № 4.С. 8-24. 40. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. 111с. 41. Когаловская А.С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. №.3. С.64-67. 42. Кон И.С. Психология ранней юности М., 1987. 113с. 43. Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М., 1985. 173с. 44. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев: «Наукова Думка», 1985. 149с. 45. Мосягина А.И. Поиски и находки социально-реабилитационного центра с приютом для детей и подростков «Солнышко» г. Десногорска Смоленской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 3. С.75-81. 46. Нагаев, В.Г. Толстов Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 4. С. 40-45. 47. Осипова А.А., Астракова К.М. Из опыта работы ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. С. 56-71. 48. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы рискам. М.: «Академия», 2002. 209с. 49. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков / Под ред. Г.М. Иващенко. М.:НИИ семьи, 1997. 160с. 50. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. 2003. № 5. С.8-10. 51. Пирожков В.Ф. Криминальная психология М., 1998. 146с. 52. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. 1995. № 1-2. С.32-34. 53. Положение детей в Республике Коми. Доклад Министерства Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар, 2002. 63с.
Содержание Введение 3 Глава 1. Особенности процесса вестернизация как аспекта глобализации 5 1.1. Сущность процесса вестернизации в современном мире 5 1.1.1. Истоки 5 1.1.2. Механизмы 18 1.1.3. Каналы воздействия 20 1.2. Особенности вестернизации в различных странах мира 23 1.2.1. Аспекты вестернизации в Западной Европе 23 1.2.2. Особенности процесса вестернизации в Латинской Америке 32 1.2.3. Пути вестернизации в странах Азии 35 Глава 2. Процесс вестернизации в российских СМИ в начале XXI века 38 2.1. Отражение процессов вестернизации в глянцевых журналах 38 2.2. Вестернизания российского общества через "желтую прессу" 40 2.3. Реклама в СМИ и процессы вестернизации 44 Заключение 52 Список литературы 54
Список литературы 1. Алексеев В. В., Нефедов С. А, Побережников И. В. Модернизация до модернизации: средневековая история России в контексте теории диффузии//Уральский исторический вестник. 2000. № 5-6. C. 152-183. 2. Алексеев В. В., Побережников И. В. Школы модернизации: эволюция теоретических основ//Уральский исторический вестник. 2000. № 5-6. 3. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998. 4. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М., 1984. 5. Кини А.Г. Динамика социально-полит, действия в традиц. об-ве: (ислам). М., 1996. 6. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998. 7. Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. История религии бон. СПб. Евразия. 1998. 348 с. 8. Кулешов А.М. Воздействие американской социологической рекламы на изменения в образе жизни в странах Западной Европы. – М., 1998. 9. Курьер ЮНЕСКО. 1977. Сентябрь-октябрь. 10. Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2003. 11. Лихачев Д.С. Раздумья о России. М., 2001. 12. Ломанов А.В. Как увядали сто цветов // "Россия в глобальной политике". № 2, Март - Апрель 2005 13. Любарский Г.Ю. Морфология истории. Сравнительный метод и историческое развитие. – М., 1999. 14. Млечин Л.М. Кто взорвал Америку? М., 2002. 15. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. 16. Нефедов С. А. Концепция демографических циклов. - Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2007. – 141 с. 17. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001. 18. Панарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001. 19. Побережников И. В. Социальное изменение в теоретических проекциях // Уральский исторический вестник. 2001. № 7. С. 63-68. 20. Побережников И.В. Теория модернизации: основные этапы эволюции. // Проблемы истории России. Вып. 3. Екатеринбург, 2001. 21. Поляков Л. Российская модернизация: социо-психоаналитический подход // Коллаж. М., 1997. С. 55-75. 22. Поляков Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация / РАН. Ин-т философии. Центр теорет. пробл. рос. реформаторства. - М., 1998. - 202 с. 23. Померанц Г.С. Парадоксы модернизации /Человек. 1990. №1. С. 156-171. 24. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск. 1982. 25. Самосознание европейской культуры 20 века. Сб. статей. - М.: Постскриптум, 1996. 26. Сармьенто Д. Ф. Избранные сочинения. М., 1995. 27. Селунская Н. Б. К проблеме объяснения в истории// Проблемы источниковедения и историографии. М., 2000. 28. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 29. Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000 30. Хорос В. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996. 31. Ярмахов Б.Б. Межкультурная коммуникация: аспект социальной идентичности // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Пятигорск, 2002. С. 183-186. 32. Black C. E. The Modernization of Russian Society// The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change Since 1861. Cambridge (Mass.), 1960. P. 662-663. 33. Graebner F. Methode der Ethnologie. Heidelberg. 1911 34. Herzfeld E. Altpersische Inschriften. Berlin, 1938.
Содержание Введение 3 Глава 1. Развитие российско-американских отношений 5 1.1. Особенности российско-американских отношений 5 1.2. Основные этапы развития отношений 17 1.2.1. Развитие в советское время 17 1.2.2. Взаимоотношения России и США на постсоветском пространстве 34 1.3. Основные направления взаимоотношений России и США 42 Глава 2. Современное состояние российско-американского сотрудничества. 48 2.1. Основные направления сотрудничества 48 2.2. Проблемы взаимодействия 54 Глава 3. Социологический контекст российско-американских взаимоотношений 65 3.1. Культурологический аспект 65 3.2. Социальные трансформации 68 Заключение 71 Литература 73
Литература 1. Агеева М.Г., Евсеева Л.В., Решетникова Т.К. Лингво-культурные особенности американского стиля общения // материалы международной конференции "Профессиональные сообщества и развитие интеграционных процессов между США и Россией". – М. 2005. С. 47 2. Американский характер. Традиция в культуре: Очерки культуры США / Отв. ред. О. Э. Туганова. - М.: Наука, 1998. 3. Арбатов А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи. // США — экономика, политика, идеология, 1994, №12 4. Арбатова Н.К. Самый тягостный урок последнего времени // Независимая газета, 1999. 6 апреля. С. 3. 5. Балуев Д.Г. Российско-американские отношения на рубеже веков // Актуальные проблемы американистики: Материалы VI международного научного семинара «Российско-американские отношения: исторический ракурс и перспективы». Н.Новгород, 30 нояб.–1 дек. 2000 г. / Под общ. редакцией академика О.А.Колобова. — Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2001. - С. 210 – 214. 6. Батюк В. Первые пять лет российско-американских отношений. // США: экономика, политика, идеология. 1997, №4. 7. Батюк В.И. Истоки "холодной войны": советско-американские отношения в 1945 - 1950 гг. / Рос. науч. фонд. - М., 1992. - 57 с. 8. Гаджиев К.С. Идеология и внешняя политика // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 1. 9. Гартхофф Т. Почему возникла «холодная война» и почему она закончилась? // Международная жизнь, 1992, №№3 — 4. 10. Голубкова О.Н. Историко-культурные стереотипы и пути их преодоления в профессиональном языковом образовании // Материалы международной конференции "Профессиональные сообщества и развитие интеграционных процессов между США и Россией". – М. 2005. С. 45 11. Давыдов Ю.Г. Россия и НАТО: после бала. // США — экономика, политика, идеология, 1998, №1 12. Дмитриев Б. США: политики, генералы, дипломаты. М., 1971. 13. Золотухина М. В. Мир американской семьи. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. 14. Историческая наука в ХХ веке: Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2002. 15. Козырев А. Внешняя политика преображающейся России. // Вопросы истории, 1994, №1 16. Кременюк В.А. Россия-США: первые уроки Балканского кризиса. // США — экономика, политика, идеология, 2000, №2. 17. Лебедева Л. Ф. США: государство и социальное обеспечение: механизм регулирования. - М.: Наука, 2000. 18. Лебедева Л.Ф. Мир пенсионеров США // США: экономика, политика, идеология. 1990. №9. С.120-127. 19. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2-х тт. – М.: Радуга, 1992. 20. Маныкин А. С. Гарри С. Трумэн и либерализм эпохи "холодной войны" // Проблемы американистики. Вып. 10. М., 1997. 21. Мир по Джорджу – это вам не мир по Биллу // Российская газета, 13 января 2001. С. 15 22. Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. Ч. 2 / Под ред. А. М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2001. 23. Патрон А.П. Россия – США // США. Канада. 2002. № 8. – С. 21-35. 24. Плащинский А. А. Начальный период "холодной войны" и формирование концепции глобального лидерства США // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 1. 25. Подберезкин А.И. Вашингтон и Москва меняют ориентиры // Независимая газета, 11 января 2000. С. 3. 26. Предвыборная платформа ЛДПР // НГ-сценарии, 1999. № 6. С. 4. 27. Российско-американские отношения в начале нового века // В кн. Постсоветское пространство: Десять лет спустя. Часть 2. М.: Горбачев-Фонд, 2001.- 125 с. 28. Российско-американские отношения в постреформаторскую эпоху // В кн. Постсоветское пространство: Десять лет спустя. Часть 2. - М.: Горбачев-Фонд, 2001.- 125 с. 29. Российско-американские отношения на рубеже веков: Доклад рабочей группы Совета по внешней и оборонной политике России. Москва, 2000 г. С. 1-2. 30. Российско-американские отношения после окончания «холодной войны». М., Наука, 1998 31. Сергунин А.А. Российская внешнеполитическая мысль и война на Балканах // Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы / Под ред. В.С. Павлова. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2000. С. 159-173 32. Стивенсон Д. Америка: страна, общество, люди. – Вашингтон: Информационное агентство США, б. г. 33. Супян В.Б., Портной М.А. Российско-американские экономические отношения // США. Канада. 2002. № 4. С. 3 – 21. 34. Филитов А. М. "Холодная война": Историографические дискуссии на Западе. М., 1991. 35. Хохлышева О.О. Безопасность, разоружение, миротворчество: глобальный масштаб: Монография. Москва — Н.Новгород: ИСИ ННГУ, АВН РФ, АНМ «Элита» при ООН, 2006 36. Цветков И.А. Роль традиций в современных российско-американских отношениях // Материалы XIII ежегодного россйско-амриканского семинара. СПб, Изд-во СпбГУ , 2004. – С. 128 - 132. 37. Шенин С.Ю. Начало "холодной войны": анатомия "великого поворота" // США – экономика, политика, идеология. 1994. № 12.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ 7 1.1. Понятие о молодой семье: структура, функции 7 1.2. Современная российская семья как объект социальной работы 18 1.3. Исследования причин возникновения конфликтов в молодой семье 24
Глава 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. 30 2.1. Социальные службы помощи семье и их характеристика 30 2.2. Квалификация форм и методов социальной работы с семьей 39
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА 3.1. Виды социальной помощи, оказываемые молодой семье 51 3.2. Специфика социальной работы с семьей в период семейного кризиса 66 3.3. Программа социальной адаптации "семья" 102
Заключение 108 Список литературы 110 Приложения 114 Список литературы 1. Антонов А.И., Метков В.М. «Социология семьи» М., 2000. – 498 с. 2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга; М.: ACADEMI, 1995. 224 с. 3. Антонов А.И., Метков В.М. Социология семьи. – М.: 2000. – 537 c. 4. Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: «Академический проект», 1997. 256 с. 5. Аккерман Н. Теория семейной динамики// Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. С. 70-76. 6. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 208с. 7. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1. - М.: Педагогика, 1982. 320 с. 8. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994. 9. Буров С.Н. Брачно - семейные отношения. - М.,2000. – 397 с. 10. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27. 11. Берне Р. С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи. - М.: Смысл, 2000. 146с. 12. Босанц М. Внебрачная семья. — М.: Наука, 1981. 13. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9. 14. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – 207с. 15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001.352с. 16. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина, 1989. 304 с. 17. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. 144с. 18. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307. 19. Вебер Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд. Института психотерапии. 2-1. 304 с. 20. Гребенников И.В. Основы семейной жизни М.: Просвещение, 2004. – 512 с. 21. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» СПб., 2001. - 435 с. 22. Гиссенский личностный опросник (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач). Методическое пособие. — СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1993. 22 с. 23. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 1998. 272с. 24. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: Знание. 1999. 352 с. 25. Гуров В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. - 1997. - № 1. - С.43-47. 26. Гуров В.Н. Ставрополье: опыт подготовки семейных социальных педагогов. // Педагогика. - 1998. № 6. - С. 57-60. 27. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М., 2003. – 664 с. 28. Дорохова М.В. «Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации » часть- 2, М.: 1999г. с 99-105 29. Данные ГУ Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Чебоксары МЗСР ЧР по социальной защите молодых семей. – 2006. 30. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35. 31. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1999. – С.28. 32. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М., 2004. – 448 с. 33. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. - 1997. - № 7 34. Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М., 2004. – 412 с. 35. Ильинский И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М., 2004. – 432 с. 36. Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей. - М.: 2004. – 539 c. 37. Климантова Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики// Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2004. С.12-13. 38. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14.05.1996 №712 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2460. 39. Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151. 40. Постановление Правительства РФ от 25.08.00 N 625 “О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы”: Федеральная целевая программа “Развитие социального обслуживания семьи и детей” (2001-2002 годы)//Собрание законодательства РФ.-2000.-№37.-ст.3712. 41. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997. 42. Семейный кодекс Российской Федерации. - 4-е изд. - М.: «Ось – 89», 2000. - 96 с. 43. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. – М.,1997. – 122 с. 44. Системная семейная психотерапия/под ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб., Питер, 2002. 368с. 45. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Учебное пособие/ под редакцией В.П. Малыхина. – М.: 2004. - 485 c. 46. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов на Дону.:"Феникс", 1999. - С.426-433. 47. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии/Под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 1992. 48. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр. 49. Теория и методика социальной работы. Краткий курс/Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 1999. 50. Теория и методика, социальной работы. Вып.1. М.: 1993. тема 7.- С. 62. 51. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000.-240 с. 52. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996. – 559 c. 53. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье.-М.,1999.- 348 с. 54. Федотовская Т.А. О демографических аспектах современной государственной семейной политики в Российской Федерации // Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2004. С. 31. 55. Шеляг Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2004. С. 22.
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения деятельности СМИ 5 1.1. Сущность СМИ 5 1.2. Механизмы деятельности 11 1.3. Роль СМИ в формировании общественного мнения 25 Глава 2. Особенности взаимодействия власти и СМИ 32 2.1. Направления сотрудничества 32 2.2. Регламентирование сотрудничества 38 2.3. Итоги сотрудничества 40 Глава 3. Оптимизация взаимодействия СМИ и власти 49 3.1. Зарубежный опыт взаимодействия 49 3.2. Рекомендации для России 63 Заключение 67 Литература 70
Введение Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей участия средств массовой информации во взаимных контактах с официальной властью. Средства массовой информации (СМИ) не зря называют четвертой ветвью власти, т.к. они выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных ее ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Средства массовой информации - важнейшие инструменты реализации политического процесса и формирования общественного мнения. Отличительные черты СМИ – это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Информация, получаемая ее пользователем, т.е. читателем или зрителем оказывает огромное влияние на формирование его системы ценностей, мировоззрения и т.д. Особенно важным этот процесс является для детей и подростков, которые проводят достаточно большое количество времени за просмотром телевизионных роликов или в Интернете, что оказывает на них серьезное влияние. Исследования воздействия СМИ на население и на формирование ценностей, как правило, носят волновой характер. Это опросное исследование, проводимое с переменным составом респондентов. Волновое исследование предоставляет возможность отслеживать динамику размера и степень влияния различных СМИ на формирование ценностной системы, тенденции потребительских предпочтений. Проведение периодичных исследований позволяет своевременно отражать перемены в сфере средств массовой информации, такие, как: появление новых Литература Учебные пособия 1. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для вузов. М, 2003. 2. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997. 3. Федотова Л.В. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб., 2003. 4. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003.
Монографии 1. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Семантические исследования. М., 1996. 2. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 3. Васильева О., Гершунина Е., Милехин А., Назарова О. Измерение и анализ телерейтингов. М., 1997. 4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001. 5. Доценко Е.П. Психология манипуляции. М., 2000 6. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-н/Д, 1996. 7. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000 8. Лазарсфельд П. "Выбор народа: Как избиратель принимает решения во время кампании по выборам президента". Нью-Йорк, 1944. 9. Лебон Г. Психология масс. Минск, 2000 10. Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. 11. Маркович А.А. Аргументативная коммуникация//Методология исследований политического дискурса. Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов/Под ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Минск, 2000. Вып. 2. 12. Мельник Г.С. Mass media: психологические проблемы и эффекты, изд-во СпбУ,1996 13. Паренти М. Демократия для немногих. М.,1990. 14. Печать Российской Федерации в 2001 году: Статистический сборник. М., 2002. 15. Стриженко А.А. Роль и средства социально ориентированного общения в буржуазной пропаганде. Барнаул, 1982. 16. Телень Э.Ф. Социальная мимикрия буржуазных массовых газет Великобритании. М., 1978. 17. Ухванова И.Ф. Язык и идеология: к вопросу о построении теории взаимодействия. Т. Ван Дейк: Пер. с англ. И.Ф. Ухвановой//Методология исследований политического дискурса/Сост. и общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Минск, 2000. Вып. 2. 18. Халлидей М.А.К. Лингвистическая функция и литературный стиль//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1980. 19. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. 20. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий / Межд. Пресс-клуб, PR-библиотека 21. Шейгал Е.И. Смысловая неопределенность как фактор политического дискурса//Политический дискурс России-4. М., 2000. 22. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980
Статьи 1. Бурукина О.А. Гендерная конвергенция в политическом дискурсе//Политический дискурс в России. М., 2000. 2. Гусейнов Г.У. Ложь как состояние сознания//Вопросы философии. 1989. №7. 3. Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы // Журналист. 2002. №7. 4. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации – элемент политической системы общества//Социально-гуманитарные знания. 2000. №1. 5. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ // CREDO NEW. 2007. № 2. 6. Ноэль-Нойман Э. Стереотип как средство распространения общественного мнения //Реклама - внушение и манипуляция. - Самара, 2001.- С. 317-327. 7. Панова Е. СМИ и коммуникативная политика парламента: функциональный подход и функциональные зависимости // Проблемы современной экономики. 2005. № 3(15). 8. Романов А.А. Оценка как способ фиксации конфликтности речевого поведения политика//Политический дискурс в России-4. М., 2000.. 9. Российские СМИ: количественная характеристика / Отечественные записки. 2003. № 4. 10. Таловов В.П. У истоков социолого-журналистских исследований в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5.
Доклад Тема дипломной работы – "Механизмы взаимодействия СМИ и власти" Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей участия средств массовой информации во взаимных контактах с официальной властью. Средства массовой информации (СМИ) не зря называют четвертой ветвью власти, т.к. они выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных ее ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Средства массовой информации - важнейшие инструменты реализации политического процесса и формирования общественного мнения. Отличительные черты СМИ – это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Информация, получаемая ее пользователем, т.е. читателем или зрителем оказывает огромное влияние на формирование его системы ценностей, мировоззрения и т.д. Особенно важным этот процесс является для детей и подростков, которые проводят достаточно большое количество времени за просмотром телевизионных роликов или в Интернете, что оказывает на них серьезное влияние. Исследования воздействия СМИ на население и на формирование ценностей, как правило, носят волновой характер. Это опросное исследование, проводимое с переменным составом респондентов. Волновое исследование предоставляет возможность отслеживать динамику размера и степень влияния различных СМИ на формирование ценностной системы, тенденции потребительских предпочтений. Проведение периодичных исследований позволяет своевременно отражать перемены в сфере средств массовой информации, такие, как: появление новых изданий, радиостанций, телеканалов; исчезновение ранее существовавших; изменения формата; редакционного содержания, внешнего оформления, тиража, периода выхода и т.п. Исследование, выполненное на репрезентативной выборке, позволяет не только получить обширную и структурированную информацию об изучаемом предмете, но и оценить относительную долю аудиторий различных СМИ в общей структуре читателей, радиослушателей, телезрителей, сопоставить их рейтинги. Цель работы – охарактеризовать механизмы взаимодействия СМИ и власти. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: проанализированы теоретические аспекты изучения деятельности СМИ, исследованы особенности взаимодействия СМИ и власти, изучены возможности оптимизации взаимодействия СМИ и власти. Научная новизна – в обобщении и систематизации разрозненной информации. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. На современном этапе неуклонно возрастает роль медиа-коммуникации в познании все более усложняющейся реальности. Усиливается социально-преобразующая деятельность масс-медиа, непосредственно связанная с интенсификацией медиа-воздействия на структуры сознания индивида. Выявление природы, сущности и основных характеристик медиа-коммуникации позволяет определить, как под влиянием масс-медиа формируется картина мира реципиента. Основной механизм формирования картины мира индивида – создание медиа-коммуникативного события, являющегося результатом взаимодействия медиа-текста и сознания реципиента. Тексты СМИ представляют собой социально значимые сообщения, превалирующие в обществе над всеми другими видами текстов. Медиа-текст как элемент, конституирующий массовую коммуникацию, структурирует медиа-коммуникативное событие, его специфические признаки детерминируются социумом, индивидом (продуцентом), а также одновременно и социумом и индивидом. Признаками, порождаемыми социумом, являются институциональность, идеологизированность, ценностная ориентированность, коммерционализированность и фрагментарность. Продуцент структурирует сообщение, вербализуя свой статус участника или очевидца, который находит выражение в таких параметрах медиа-текста, как соотносимость с реальным событием и документальность. Медиа-текст имеет параметры, детерминируемые одновременно и социумом, и индивидом. Важным признаком медиа-текста является вербализуемая в нем информация о коммуникантах. Картина мира индивидов формируется под влиянием масс-медиа, однако несомненно то, что индивидуальные картины мира вследствие этого не становятся унифицированными. Наличие множества информационных источников, ориентированных на различные психобиологические типы реципиентов, обусловливает поддержание плюрализма репрезентаций реальности в информационном поле. Существует несколько моделей степени влияния СМИ на сознание и поведение индивидов. В соответствии с первой моделью мышление индивида формируется СМИ, которые, воздействуя на его мнения и установки, вынуждают его реализовывать определенные виды поведения. Согласно этому подходу, СМИ не выражают, а создают общественное мнение, не отражая представления людей о мире, а формируя эти представления. СМИ не репрезентируют реальность, а конструируют ее по своим правилам и своему усмотрению. В соответствии со второй моделью СМИ обладают способностью фокусировать внимание реципиента на определенных фрагментах реальности, но не побуждают его к непосредственным действиям. Третья модель не отрицает существенного влияния СМИ на сознание и поведение индивидов – членов социума, одновременно признавая наличие определенных ограничений могущества средств массовой информации. Следовательно, современные масс-медиа осуществляют целый комплекс функций от нейтрального информирования до социального контроля и манипуляции. Манипулирование сознанием индивида предполагает реализацию возможности активного вторжения в языковую сферу с целью регулирования восприятия явлений социально-политического характера. Исследование медиа-манипулирования традиционно связывалось с изучением средств и способов передачи информации, рассматривавшихся в качестве высокоэффективных приемов идеологического воздействия. При этом практически вне поля зрения оставались те аспекты медиа-коммуникации, которые были связаны с выявлением реальных изменений в структурах сознания индивида под влиянием деятельности. Поэтому появление когнитивных исследований ознаменовало переход лингвистики от изучения собственно языка в отрыве от воспринимающего индивида к рассмотрению языка как инструмента воздействия на когнитивные структуры реципиента и средства познания мира. Поэтапное продвижение репрезентации реального события внутри медиа-структур, или медиация, тесно связано с двумя другими процессами структурирования реального события и трансформации его в медиа-коммуникативное событие: фильтрацией и фреймингом. Результат фильтрации – селект – вербализованный продукт ментально-когнитивной деятельности группы индивидов по сбору, отбору и обработке информации о социальной и природной реальности, поступающей из различных информационных источников. Выделяются две группы селектов: жестко ориентированные и гибко ориентированные. Важнейшим аспектом влияния массовой коммуникации является осуществление когнитивных изменений у индивидов. Фрейминг фиксирует новые познавательные структуры, в его основе лежит вербально-авербальный комплекс схем ментальных репрезентаций, каждая из которых актуализируется в зависимости от особенностей коммуникативного канала. Особое понимание медиа-фрейма позволяет ставить вопрос о принципиальной гетерогенности медиа-текста и медиа-фрейма и сделать вывод о том, что структура представления определенной информации ведет к образованию у реципиентов устойчивых познавательных структур. Власть навязывает общественному мнению собственное видение перспектив развития страны, в котором на переднем плане оказываются ценности не развития и благосостояния, а порядка и безопасности. Система правления все больше осуществляется с использованием административно-силовых средств вместо политических, а госаппарат замещает представительные институты. Приоритетное значение ценностей порядка и безопасности в России делают существующую власть, особенно представителей силовых структур безальтернативными для общественного мнения. Судя по всему, российское общественное мнение вступает в новый этап взаимоотношений с Кремлем, определяющей характеристикой которого становится повышенное отчуждение. Связи с властью перестраиваются и сокращаются до узкого набора значений. Общество еще больше проникается ощущением собственной слабости, беспомощности перед лицом сил, которые оно не в силах контролировать. Массовые ожидания снижаются. Надежда и оптимизм замещаются безальтернативностью. Усиливается консерватизм в отношении к возможным переменам. В данных условиях общество готово поддержать дальнейшее усиление власти. Одним из примеров налаживания взаимосвязи между обществом и властью в современной России является создание Общественной палаты. Назначение Общественной палаты состоит в выстраивании такого механизма общественной системы, который позволяет обозначать позицию «избранной» общественности по социально значимым вопросам. Следует отметить, что данный механизм выступает паллиативом (полумерой), поскольку подлинный демократический контроль выражается в выражении позиции народа, но не Общественной палаты.
Содержание Введение 3 Глава 1. Общая характеристика социологии П. Бурдье 6 1.1. Общая характеристика социологической концепции П. Бурдье 6 1.2. Диалектика социального агента 8 1.3. Двойственная природа социального пространства и социальных позиций 10 1.4. Конституирование социальных полей и их основные свойства 13 1.5. Вопрос о политическом и анализ поля политики 16 Глава 2. Топология социального пространства 21 2.1. Социальное пространство и классы 21 2.2. Структуры, габитус, практика 29 2.3. Виды капиталов и их функционирование 33 2.4. Легитимность и интерес 35 2.5. Классовая теория П. Бурдье 36 Глава 3. Логика полей П. Бурдье 43 3.1. Литературное поле 44 3.2. Академическое поле 53 3.3. Поле журналистики 56 3.4. Поле политики 60 3.5. Интеллектуальные поля и поле власти 63 Заключение 66 Литература 68 Введение Пьер Бурдье (1930 г. р.) — один из крупнейших французских социологов нашего времени. Его профессиональная биография складывалась как постепенное восхождение к вершинам социологического Олимпа, к широкому его признанию научной общественностью и формированию отдельного социологического течения, называемого «школой Бурдье». Пьер Бурдье изучал систему образования, государство, власть и политику, литературу и живопись, экономику и масс-медиа, науку и религию. Закончив в 1955 г. Высшую педагогическую школу (Ecole normale supérieure) по специальности «философия» (учителями Бурдье были Альтюссер и Фуко), он начал преподавать философию в лицее небольшого города Мулен, но в 1958 г. уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал исследования как социолог. Именно Алжиру, алжирским трудящимся и мелким предпринимателям посвящены его первые опубликованные социологические труды: «Социология Алжира» (1961), «Труд и трудящиеся в Алжире» (1964). Затем последовал переезд вначале в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 г. Бурдье стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе (Ecole pratique des hautes études). В 1975 г. он основал и возглавил Центр европейской социологии, имеющий обширные международные научные контакты и программы, а также журнал «Ученые труды в социальных науках» («Actes de la recherche en sciences sociales»), который в настоящее время является, наряду с «Французским социологическим журналом» («Revue française de sociologie»), одним из ведущих социологических журналов Франции. Важнейшим этапом на пути признания заслуг Пьера Бурдье стало его избрание в 1981 г. действительным членом Французской академии и получение им почетного поста заведующего кафедрой социологии в Коллеж де Франс. Бурдье является автором 26 монографий и многих десятков статей, опубликованных в крупнейших научных журналах Франции и других стран. Его работы переводятся на все европейские языки и имеют широкий резонанс в международном научном сообществе. Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применяет к изучению таких разнообразных социологических объектов как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука, литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык, жилище, интеллектуалы и государственная “верхушка”. В связи с необычностью подхода поставленная тема реферата является очень интересной. Цель работы – охарактеризовать теорию социального пространства Пьера Бурдье. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: дана характеристика социологии Пьера Бурдье, проанализирована топология социального пространства, исследована логика полей П. Бурдье. Объектом исследования является социологическая концепция Пьера Бурдье. Предмет изучения - изучение аспектов теории социального пространства. Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно
Литература 1. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. - М., 1993. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. 3. Бородкин Ф.М. Социальная политика и социальные неравенства: проблемы и пути решения. - Новосибирск, 1990. 4. Бурдье П. Начала. Choses dites. - M. 1994 5. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2002. — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 159 с. 6. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М., 1993. — 336 с. 7. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995. 8. Гидденс Э. Социология. - М., 2000. 9. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации ( социологический анализ). - М., 2000. 10. Динамика классового и общечеловеческого. - Томск, 1989. 11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3т.; Т.2: Социальная структура и стратификация. - М., 2000 12. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. - М., 1999. 13. Зенкин С. Жан Бодрийяр: время симулякров // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. 14. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996. 15. Ильин В.И. Социальное неравенство. - М., 2000. 16. Пьер Бурдье Социология Социального пространства. – С.- Пб, 2005. 17. Шматко Н.А. "Габитус в структуре социальной теории"// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 г. С. 60-70
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального обеспечения. 5 1.1. Понятие и виды социального обеспечения 5 1.2. Содержание понятия инвалидности в современных условиях. 8 1.3. Гарантии социальной защиты инвалидов. 10 1.4. Глобальные социальные технологии решения проблемы инвалидизации населения. 18 1.5. Программы реабилитации. 24 1.6. Технологии медико-социальной работы с инвалидами. 28 Глава 2. Технологии социального обеспечения в г. Москва 38 2.1. История развития социального обеспечения 38 2.2. Гарантии социальной защиты инвалидов в г. Москва 43 2.3. Технологии социального обеспечения в г. Москва 57 2.4. Социальные технологии решения проблемы инвалидизации населения в г. Москва 58 2.5. Технологии медико-социальной работы с инвалидами 59 2.6. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. 61 Заключение 71 Литература 72 Литература 1. ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ 2. ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ 3. Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 03.11.2000 N 132-ФЗ 4. Постановление Правительства Российской Федерации “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения” от 30 июля 1994 года № 890 5. Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" № 1157 от 2 октября 1992 года 6. Гиткина Л.С., Cмычек В.Б., Рябцева Т.Д. Реабилитация больных с черепно-мозговой травмой на медико-профессиональном этапе.//Вопр. организации и информатизации здравоохранения.-1997.-№4.-С.18-20. 7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2006. 8. Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2000 . 9. Котляр А.Э., Кочеткова М.А. Новое в практике подбора рабочих мест для инвалидов //Медико-социальная экспертиза и реабилитация.- 1998. - № 2. - С. 50-52. 10. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М., 2002. 11. Осадчих А.И., Лебедев И.В., Лысенко А.Е. Инвалидность и инвалиды: теория и практика // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.- 1998. - № 2.- С. 3-5. 12. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ / http://www.mzsrrf.ru/analit_inform/546.html 13. Преодолевая барьеры инвалидности. М. 1997. 14. Смычёк В.Б. Критерии отбора на медико-профессиональный этап реабилитации лиц, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения //Медико-социальные аспекты реабилитации больных с цереброваскулярными заболеваниями: (Матер. семинара).- Минск, 1996. 15. Смычек В.Б. Основы реабилитации (курс лекций). – Минск, 2000. – 132с. 16. Сосудистые заболевания мозга: предупреждение, лечение и реабилитация // Доклад совещания ВОЗ: Пер. с англ. М., 1973. 17. Социальная защита населения, семьи и детства в России. Сб. документов. Вып. 1. М., 1993 18. Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. Панова A.M., Холостовой Е.И. – М.: Юристъ, 1997. 19. Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. – М., 1994. 20. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, 1994. 21. Теория и практика социальной работы. Раздел 2. Саратов: ПФ РУЦ, 1993. 22. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993. 23. Теория социальной работы. – М., 1998. 24. Фирсов М. В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003 25. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы//Социальная работа. – 1992. – Вып. 5