Выделяют следующие функции управления: планирование, организовывание, мотивация, контроль, координация, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Задачи и функции управления распределены между участниками управленческого процесса, который осуществляется в рамках структуры управления. Под структурой управления туристской организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры управления являются отдельные работники, службы, звенья аппарата управления.
В результате достаточно стихийного и несбалансированного развития туристической отрасли только около 5-7% фирм можно отнести к категории среднего бизнеса, а основную часть – к малому. Очень медленно развиваются специализированные туристические сети, среди наиболее заметных (с числом точек продаж около 100) можно назвать лишь ВАО «Интурист», Tez Tour, «Куда.ру» и «Магазин горящих путевок». Именно в туризме наблюдается большая ставка в работе на личные знакомства, а также на собственный опыт или мнение экспертов. По большому счету, полноценной готовности рынка к широким маркетинговым исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без привлечения специализированных фирм.
В этих условиях турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают одинаковые пути обеспечения выживания:
· расширяют спектр своей работы (работа широким фронтом по многим направлениям, странам);
· подбирают на работу универсальных менеджеров, которые могут активно продавать любые направления; более широко пользуются в интернете различного рода поисковыми системами или сайтами операторов для быстрого доступа к актуальной информации по турам (практически по всем существующим направлениям);
· ориентируются на работу с наиболее «продвинутыми» и сильными туроператорами.
Одно из важнейших задач руководства турфирмы является установление максимально возможной планомерности в деятельности. Это обеспечивается путем выбора оптимальной маркетинговой стратегии. Тем самым уменьшается степень неопределенности и риска в маркетинговой деятельности и обеспечивается концентрация ресурсов в выбранных приоритетных направлениях. Стратегии конкретизируются в программах.
В качестве рекомендаций для ВАО Интурист нужно отметить: необходимо пересмотреть организационную структуру маркетинговой службы и ввести его в состав отдела маркетинга, в качестве его подфункции. Это обеспечит систематизацию и координацию рекламной работы с техническим процессом и повысит функциональную роль данной службы:
· Повысить роль планирования. Разрабатывать не только квартальные планы рекламной работы, но и на год. Перспективное и текущее планирование рекламной работы позволит равномерно распределять средства и загруженность персонала в течении года;
· Использовать опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в области применения современных средств рекламы: «директ-мейл», «паблик-рилейшнз», «интернет-реклама», позволяющие устанавливать тесный контакт с потребителями;
1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 2006 – С.534.
2. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. – М., 2003 – С.332.
4. Гомилевская Г.А. Организация предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебное пособие. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2003 – С.551.
5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2003- С.116.
6. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. – Мн.: “Экономпресс”, 2003 – С.422.
7. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003 – С.441.
8. Каверина Т.П. Основы туристской деятельности. М., 2003 – С.413
10. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Саратов, 2003 – С.552
12. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. М. 2003 Мир деловой книги - С.432
13. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Спб.: Издательский Торговый Дом “Герда”, 2003 – С.531
14. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт. М., 2004 – С.413
|