Все социальные явления и процессы в социологии рассматриваются как системы. Если социальная система представляет собой совокупность индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие жизненные обстоятельства, то речь идет о социальной общности (группе).
Поскольку социальная общность (массовая или групповая) – это реальное, а не искусственное объединение людей, то другие социальные системы – организации, социальные институты и др. – складываются на ее базе.
Социальные общности, особенно группы, направляют действия своих членов на достижение групповых целей. Общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения и нормам, определяющим отношения внутри группы, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов.
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.п.).
Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизация функций общностей проявляется в расшатывании ценностей, нарастании противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, что в свою очередь ведет к отклонениям в поведении ее членов.
К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных группах, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т.е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения.
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность, сходность их позиций, способствуют снижению количества отклонений в поведении членов таких общностей.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий малой группы, социально-психологического климата коллектива.
1. Вебер М. Основные социологические понятия. В кн. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. – М.: Прогресс, 1990, с.602–643.
2. Иванова ИМ. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. — М., 1982.
3. Коротое В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. — М., 1974.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 384 с.
5. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
6. Петровский А.Б., Шпалинский В.Б, Социальная психология коллектива: Учеб, пособие. - М., 1978.
7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
8. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
9. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
10. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 560 с.
11. Социология / Г.В.Осипов (руководитель авт. кол.), Ю.П.Коваленко, Н.И.Щипанов, Р.Г.Яновский.-М.: Мысль, 1990.- 446 с.
12. Социология: Курс лекций / А.А.Радугин, К.А.Радугин. – М.: Владос, 1995. – 192 с.
13. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. – М.: Знание, 1995. – 272 с.
14. Сухомяинснии В.А. Мудрая власть коллектива // Иэбр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М„ 1981.
|