Содержание Введение 3 Глава 1. Социальные институты поддержки населения, как государственная система 5 1.1. Основные модели социальной работы в России 5 1.2. Теоретические аспекты моделей социальной работы за рубежом в XIX веке 11 Глава 2. Парадигма развития институтов социальной помощи и самопомощи в европейских странах в XIX веке 20 2.1. Система социальных институтов поддержки населения в Англии 20 2.2. Эволюция социальной помощи в Германии 25 2.3. Франция: основные аспекты формирования и функционирования социальной помощи в XIX веке 32 Глава 3. Особенности российской специфики социальной поддержки населения в XIX веке на примере деятельности социальных институтов 36 3.1. Российское призрение в первой половине XIX века 36 3.2. Система социальных институтов поддержки в России в пореформенный период 40 Заключение 50 Литература 53
Нельзя
судить о цели социальной работы, исходя из современных представлений о средствах
и формах помощи и поддержки нуждающихся слоев общества. Бессмысленно
рассуждать о степени
гуманности того или иного общества, опираясь на нынешние представления о человечности, сострадании и т. п. И здесь, на наш взгляд, курс истории социальной
работы только выиграет, если он будет наполнен изменчивым с течением времени
содержанием, показывающим человека в
истории.
Итак,
социальная работа оказывается как бы на грани разумного и
эмоционально-чувственного восприятия. В основе всего «равновесие» — равновесие
между разумным и эмоционально-чувственным. Без этого немыслимо существование
общества, и в поддержании равновесия заключается цель социальной работы, а средства к поддержанию мира, к достижению
указанной цели могут быть самыми
разными и могут изменяться с течением
времени, что мы и стремились показать в настоящем пособии.
Взаимоотношения
буржуа и пролетариев на протяжении XIX в. претерпели существенную эволюцию:
к началу XX в. в
развитых капиталистических странах в общественное сознание постепенно внедряется мысль
возможности классового мира и сотрудничества, что
проявилось, в частности, в активизации вмешательства государства в вопросы социальной политики и в
появлении социального законодательства.
Цель работы – дать ретроспективный анализ системы социальных институтов
поддержки населения в 19 веке в России и Европе.
Для достижения данной цели были планомерно выполнены
следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты развития социальных
институтов как государственной системы;
- определена парадигма развития институтов социальной
поддержки в европейских странах;
- выявлены особенности социальной поддержки населения
в России.
Дипломная работа состоит из ведения, трех глав и
заключения. В первой главе исследуются теоретические вопросы социальной работы
в России и странах Европы. Рассматриваются идеологические доктрины,
воздействовавшие на формирование основных моделей социальной помощи в этих
странах в XIX веке. Во
второй главе исследуются отличительные особенности и характерные формы
социальной работы в наиболее экономически развиты европейских странах, таких
как Англия, Германия и Франция. Третья глава посвящена российскому призрению,
оформлению ее в начале XIX века и
дальнейшей эволюции в пореформенный период.
Объем работы составляет 55 листов, список литературы
насчитывает 43 источника.
Философия
«призрения» становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной
модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего
своего, следовательно — другой модус
рефлексии помощи. Им является не «общественный
космос», как это бы отметил М. Вебер, а
мечта, идеал, уводящие русское сознание к иному горизонту нормы.
С.Л. Франк, говоря о
моральном поведении русского духа, выделяет, на наш взгляд, тот
критерий, который отражает сущность нормы, определившей
подходы различных видов и уровней помощи в России, «... Когда речь
идет о русских поисках «блага», — пишет он, — имеются в виду не
ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т. е. в
конечном счете религиозно-мифический пункт, или С.Д. Франк (1877-1950)основа
на которой должна зиждиться вся
человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир "спасаются и
преображаются.
Критериальным полем
нормы является не сама реальность, а идея реальности, которая
подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского
сознания. Вот почему мы видим эти метания в принципах и подходах, в
системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство,
легализует соответствующие институты помощи, а реформы Петра I сводят на нет все усилия
его предшественников, выдвигают новые принципы организации. Это
характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа
реформ.
А.Ф. Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется в виду
социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и
интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему
должно быть принесено решительно все. Это общее