1282. Исследование и способы управления конфликтными ситуациями в организации
Диплом |
23.05.2010, 17:50
Стоимость 3500 р. Год выполнения 2010г.
Содержание: ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ. 7 1.1. Понятие и содержание конфликтов. 7 1.2. Причины и типы конфликтов. 11 1.3. Модель процесса конфликта. 16 1.4. Методы управления конфликтами в организации. 21 Глава 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ООО «КОСИНО ТЦ» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. 33 2.1. Анализ структуры управления и социально – психологического климата в организации. 33 2.2. Стратегия поведения руководителя в ходе конфликта. 51 Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ООО «КОСИНО ТЦ». 57 3.1. Методы управления конфликтами в организации ООО «КОСИНО ТЦ» 57 3.2. Предложение по совершенствованию управления конфликтами в ООО «КОСИНО ТЦ» 57 Заключение 68 Список литературы: 72 Приложение
В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным
и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов.
В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия
"конфликт"[1].
В основе определений этого понятия достаточно часто используется
понимание конфликта как столкновения, вызванного противоречием установок, целей
и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Рассматривая конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и
субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать всё же
объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность его
возникновения.
Иногда конфликтную ситуацию представляют через её элементы: участников с
их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом анализ конфликтной
ситуации - это анализ потенциального конфликта, когда противоборство ещё не
началось. Представление о существующем конфликте, о самом себе и своём
оппоненте называется "ситуацией конфликта".
Введение в анализ конфликтов понятия "ситуация конфликта"
необходимо прежде всего потому, что достаточное количество фактов указывает на
многовариантность понимания одних и тех же явлений, поступков и действий
человека. Понятие "ситуация конфликта" акцентирует внимание на
необходимости овладения способами адекватного понимания партнёра по общению по
внешне наблюдаемым признакам. При этом можно выделить три группы факторов,
обусловливающих этот процесс: факторы, относящиеся к личности человека;
факторы, относящиеся к оппоненту; факторы, относящиеся к ситуации. Особую
значимость проблема приобретает при конфликтном взаимодействии в случае
маскировки противодействующей стороной своих действительных целей.
Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру
конфликта, его динамику, функции и типологию.
Рассмотрим кратко каждую из них.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются
следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания,
образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.
В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов[2].
1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из
конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и
принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на
различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт
работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание,
самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность
переживаний его участников.
3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных
на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате
противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками
конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют
сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под
которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта
характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим.
Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства,
хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.
В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных
трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и
компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение
противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из
факторов, определяющих это поведение.
Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий
его развития:[3]
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад напряжённости в противодействии;
6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов:
деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта
необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть
деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную
роль на одном этапе развития, в одних
[1]Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:
ЮНИТИ, 2007.- С. 552
[2]Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б:
Питер, 2007. – С. 400
[3]Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере
управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: Изд-во РАУ,
2007.- С.19