ВВЕДЕНИЕ
Проблема темперамента и его связи с индивидуальным стилем деятельности волнует ученых с давних пор. Многие высказали свое истинное мнение по этой проблеме, но ее актуальность налицо и по сей день. Основная проблема с точки зрения, которой мы рассматриваем темперамент – проблема относительно более устойчивых и относительно более изменчивых индивидуальных особенностей.
Актуальность.
Исходным для постановки проблемы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности является тот факт, что у людей с различными свойствами нервной системы и темперамента при некотором определенном уровне требований наблюдается одинаковая производительность.
Свойства темперамента непосредственно - не влияют на результаты деятельности, но обуславливают формирование индивидуально – типических способов деятельности – ее стиль.
Основная идея – необходимость учета свойств темперамента и продуманной организации деятельности в соответствии с возможностями, обусловленными его свойствами.
Результаты до сих пор проводившихся исследований говорят о том, что оказывается отношения между свойствами темперамента и эффективностью действий связано с условиями, в которых совершаются эти действия, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий и особенностями темперамента. Исследования, устанавливающие эту закономерность показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
Разработанность
Теория общих типов и методики их исследования очень широко разрабатывалась по отношению к человеку Б.М.Тепловым 1959г., Н.А.Рокотовым 1954г., А.Г. Ивановым-Смоленским 1930г., 1934г., 1952г. Вопрос о возможности обучения типологически обусловленному индивидуальному стилю и об условиях, от которых зависит успешность такого обучения, рассматривается в статьях И.В.Штиммера на старших дошкольниках. М.Б.Прусаковой на детях 10-12 лет. В статье М.Б.Прусановой особо важное значение имеет исследования типологической обусловленности эвристической деятельности в решение арифметических задач, сходных с теми, которые исследователи Ю.Ш.Купюпин, Г.С.Сухобская у взрослых. Исследования индивидуального стиля привели к мысли, что в его основе лежат привычные компенсаторные отношения между самими свойствами темперамента. Впервые мысль о компенсаторных отношениях обусловленных свойствами темперамента были высказана Е.А.Голубевой, В.И.Рождественской в 1965г., 1972 г.
Вопреки хорошо установленному факту большей утомленности лиц со слабой НС они нашли, что в монотонной умственной деятельности быстрее утомляются лица с сильным возбудительным процессом, это объясняется тем, что у слабых типов меньшая чувствительность к монотонии компенсирует утомляемость и потому они проявляются большей продуктивности. Отсюда возникает мысль, что существуют и другие компенматорные отношения, определяющие продуктивность деятельность. Этой проблеме посвящена статья А.К.Карповой. Здесь впервые органически связываются проблемы структуры темперамента и компенсаторных отношений между свойствами.
Цели:
- Основной целью работы является раскрыть понятие темперамента индивидуального стиля деятельности.
- Показать и подкрепить практикой их взаимосвязь.
- Дать в руки педагогу, воспитателю относительно простые пригодные для исследования в школьной практике способы диагностики основных черт темперамента.
Задачи:
В исследованиях ставились задачи
- выявить тип темперамента у исследуемых
- показать как связан индивидуальный стиль деятельности с типом темперамента «сангвиник», «холерик», «флегматик», «меланхолик»
- сравнить собственные наблюдения с экспериментами научных деятелей
Методы:
В нашем распоряжении имеется богатый арсенал методических приемов по изучению темперамента и индивидуального стиля деятельности. В своей работе я использовала следующие методики:
- опросник Рцсилова
- опросник Айзенка по определению темперамента
- тест, «формула темперамента» А.Белова.
- опросник Я.Стрелец.
Практическая значимость:
Изучение закономерностей структуры и происхождения темперамента и его роли в деятельности сделает возможным обоснование понятия темперамента. Сущность темперамента, а следовательно, и понятие темперамента характеризуется его закономерностями и его ролью в деятельности.
Темперамент есть обобщенная динамическая характеристика реактивности личности в ее сознательной деятельности. При этом реактивность понимается как интегрирующее психодинамическое образование представляющее доминирующие способы реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего и, соответственно, представляющее личность как средоточие этого взаимодействия обеспечивают меру включенности в деятельность как меру объединенности внутреннего и внешнего, а реактивность выражает эту меру в пространственно- временном и энергетическом планах, не отражающих специфики того, чем и насколько эффективно занимается человек в данной конкретный момент.
Реактивность и темперамент, как совокупность отдельных ее свойств, содержательно не определяют во всех реакциях (внешних и внутренних действиях) человека.
Темперамент относительно устойчив, и устойчиво модифицирующие функции реактивности, мало подверженные изменениям в онтогенезе – поскольку свойства темперамента и реактивности имеют прочные многозначные связи со свойствами Н.С.Веледствие всех указанных особенностей реактивности и темперамента, их свойства наиболее отчетливо проявляются:
1.в раннем онтогенезе, когда маскирующее влияние характера и мотивации еще минимально.
2.в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации.
3.в стрессовых ситуациях.
4.в строго контролируемых условиях экспериментальных ситуаций
5.в новых, привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.
Таким образом, с реактивностью и темпераментом более непосредственно связаны ситуации проявления индивидуально- своеобразных способов поведения человека. Вообще, по Я.Стреляц: «Свойства темперамента влияют на выбор деятельности с таким уровнем стимуляции, который адекватен детерминированной уровнем реактивности потребности индивида» – отсюда делается вывод о том, что индивиды подразделяются на низко-, средне-, и высокоактивных.
По современным представлениям психологов свойства темперамента имеют связи, не тождественные ни связям свойств НС, ни связям свойств других психических образований личности. Практически все показатели свойства темперамента связаны с силой возбудительного процесса и, с другой стороны, опосредованы в целом личностным стилем деятельности.
|