1402. Предотвращение рейдерских захватов: экономические и управленческие аспекты
Диплом |
11.06.2010, 16:52
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1 Рейдерство как экономический феномен 6 1.1 Содержание рейдерства: диалектика макроэкономического и корпоративно-управленческого аспектов 6 1.2 Основные формы и методы рейдерских захватов 13 1.3 Особенности рейдерства в России 19 1.4 Причины устойчивости рейдерства как разновидности предпринимательской практики 25 2 Особенности рейдерства в условиях макроэкономического кризиса 34 2.1 Динамика рейдерских захватов и эволюция систем корпоративной защиты российских предприятий в пореформенный период (середина 90-х годов прошлого века – текущее десятилетие) 34 2.2 Финансовый кризис как причина трансформации рейдерской практики (2008 – 2010 годы) 37 2.3 Рейдерство и новейший отечественный гринмейл 38 2.4 Социально-экономическая опасность рейдерства 43 3 Основные направления повышения эффективности системного противодействия рейдерству 48 3.1 Проблемы построения эффективных систем противодействия рейдерству на микро- и макроэкономическом уровнях 48 3.2 Совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики 52 3.3 Региональный аспект противодействия рейдерской практике 69 3.4 Разработка управленческих стратегий борьбы с рейдерскими захватами и совершенствование экономической безопасности компании 71 Заключение 76 Список использованной литературы 81
В переводе с английского рейдеры - это люди, совершающие налеты,
набеги. Рейдерство как преступный способ захвата предприятий и бизнеса
появилось в 1920 - 1930 гг. в США. Однако в современной зарубежной практике
рейдерством называют недружественное поглощение предприятий, осуществляемое в
рамках закона[1].
В этой связи особенной популярностью в качестве мишеней пользуются
компании, имеющие собственность и недвижимость в Москве[2]
и в других крупных городах, а также недооцененные на сегодняшний день,
обладающие значительным экономическим потенциалом и рентабельностью.
Очевидно, что процессы слияния, объединения, поглощения, разделения,
иной реорганизации и изменения статуса предприятия регулируются позитивным
законодательством для вполне легитимной экономической деятельности в пользу
собственника(ов), общества и государства. Если же, как отмечает Н. Лопашенко,
"смысл некоей экономической деятельности состоит только в получении чужого
бизнеса и извлечении из этого прибылей и личной выгоды, создается угроза для
собственности и собственника вообще; оба не могут чувствовать себя защищенными
в отношениях рынка. Следовательно, государство должно бы позаботиться о
нормативном создании правил игры... о правовом регулировании в этой
области". На сегодняшний день, как отмечает Н. Лопашенко,
"гражданское законодательство, образно говоря, не хочет, а уголовное - не
может регламентировать соответствующим образом рейдерскую деятельность".
Главная задача современности - сбережение российского народа не
может быть решена без стабильности в экономике и социальной сфере. Мы же с вами
видим, с какой легкостью "новые хозяева" избавляются от объектов
социальной и культурной сферы, часто существенным образом снижают уровень
заработной платы, иных выплат, социальных гарантий наемным работникам и
акционерам, оставшимся в меньшинстве.
Правильная идея поделить социалистическое имущество по
справедливости между всеми членами российского общества на деле оказалась
утопической. Так, А.Б. Чубайс, бывший председатель Комитета по управлению
государственным имуществом и "отец" российской приватизации, называет
создание чековых инвестиционных фондов серьезным "проколом[3]",
говорит о том, что "забыли" создать систему контроля за проведением
чековой приватизации. Результаты такого "государственного управления"
почувствовали если не все, то очень многие граждане нашей страны.
Криминальная рейдерская деятельность может быть представлена в самых
различных формах и связана с самыми различными преступлениями, в том числе
совершаемыми с использованием или в отношении ценных бумаг. Конечная цель
криминальных рейдеров - это захват предприятия через консолидацию контрольного
пакета его акций (если это АО), посредством совершения любых преступлений, в
том числе и против личности, собственности, порядка экономической деятельности,
правосудия, порядка управления и др.
Основными факторами неэффективной борьбы с таким явлением,
как незаконный отъем собственности, является коррупция, некачественная
работа следственных органов, несовершенство законодательства
и правоприменительной практики.
Часто выясняется, что рейдер не просто покупает правоохранителя,
а действует в интересах начальника, который сам является
руководителем правоохранительного подразделения.
Опасность рейдерства определяет необходимость противодействия этому
явлению со стороны органов внутренних дел и характеризуется
несколькими факторами:
1. Силовой и коррупционный передел собственности связан
с коррумпированными правоохранительными органами и коррумпированными
органами судов.
2. Рейдерство – источник легализации криминальных сфер.
3. Рейдерство не занимается реальной экономикой
и не направлено на решение реальных задач страны. Рейдерство,
как сверхзадача, может «иссушить» экономику.
4. Рейдерство, которое есть в России, снижает
ее инвестиционную привлекательность, т.к. это один
из дополнительных рисков для инвестиций.
5. Экономический ущерб от рейдерства колоссален
и подрывает безопасность России в целом.
6. Рейдерство не только компрометирует экономическую политику
государства, но и подрывает престиж России на международной
арене. Имиджевый ущерб настолько велик, что он мешает инновационной
политике.
7. Рейдерство влечет за собой последствия
и в социальном плане: повышается уровень коррупции
в государстве, страдают люди, которые лишаются работы.
С 2005 года по предложению депутата Государственной Думы
Российской Федерации Г. Гудкова в комитете по безопасности создана
рабочая группа по противодействию «черному рейдерству». В Верховном
Суде РФ и Правительстве России рассматриваются законопроекты
о внесении необходимых изменений в Уголовный Кодекс.
Однако глава рабочей группы Г. Гудков убежден, что вслед
за изменениями в Уголовном Кодексе необходимо реформирование
правоохранительных органов, а главное – искоренение коррупции
в органах государственной власти и управления.
Анализ статистики показывает, что основную массу преступлений
коррупционной направленности выявляют и раскрывают сотрудники органов
внутренних дел. Именно подразделения органов внутренних дел в большей
мере противодействуют коррупционной составляющей при рейдерских захватах.
Правоохранительным органам в своей деятельности в борьбе
с рейдерством следует учитывать высокую общественную опасность данной
категории преступлений, непосредственно связанных с проявлением
организованной преступности и коррупции.
В современной России под рейдерством чаще всего понимают враждебное
и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного
бизнес-конфликта. По сути дела, рейдерство – это захват чужого
бизнеса с необоснованным использованием юридических норм
и институтов, извращающих их сущность.
На сегодняшний день в производстве органов предварительного
следствия находятся 324 уголовных дела, связанных с захватом предприятий, из
них в суд направлено 85. Есть первые результаты по рейдерству. К примеру, в
Приволжском федеральном округе к 7 и 8 годам лишения свободы были осуждены по
ст. 159 УК РФ "Мошенничество" двое граждан, совершивших незаконные
захваты Чебоксарского электроаппаратного завода и Ишлейского завода
высоковольтной аппаратуры.
Как говорит Н. Лопашенко, следует принимать во внимание объективную
сложность уголовных дел (большое количество вовлеченных, например, в эмиссию,
живущих или зарегистрированных при этом в разных концах России, а то и за
рубежом; громадный объем делопроизводства по порядку обращения на рынке
конкретных ценных бумаг; как правило, высокий статус лиц, которые подозреваются
в совершении преступлений, и пр.) и с большой долей вероятности спрогнозировать
нулевой КПД деятельности по расследованию.
Многие участники третьей Всероссийской конференции Российского союза
промышленников и предпринимателей "Безопасность бизнеса" (апрель,
2007 г., г. Москва) не отрицали тот факт, что ввиду несовершенства позитивного
законодательства к коррупционным схемам приходится прибегать даже
добропорядочным предпринимателям, желающим защитить свою компанию от захвата[4].
В деле борьбы с
криминальным рейдерством на рынке ценных бумаг следует использовать все
возможности общего и специального предупреждения преступности. В первую очередь
- создание адекватного позитивного законодательства, направленного на
[1]Кирпичев
А. Пираты XXI века // Щит и меч. 2007. N 20. С. 3.
[2]Николаев
В. Театр коммерческих теней // Российская газета. N 124. 2007. С. 4.
[3]Приватизация
по-российски / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: ВАГРИУС, 1999. С. 186.
[4]Сазонов
Е. Спасение - деньги из рук утопающих // Российская газета. N 90. 2007. С. 6.