1405. Инновационные подходы в системе управления персоналом на предприятии
Диплом |
11.06.2010, 17:13
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава 1. Система управления персоналом – сущность, роль, возможности использования инновационных механизмов управления 6 1.1 Сущность системы управления персоналом 6 1.2 Роль и функции кадровых служб в управлении предприятием 12 1.3 Инновационные механизмы в управлении персоналом 17 Глава 2. Анализ системы управления персоналом ООО «Светоч» 24 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 24 2.2 Анализ особенностей управления персоналом на предприятии 32 2.3 Анализ механизмов и инструментов, используемых в системе управления персоналом на предприятии 42 Глава 3. Разработка инновационных механизмов управления персоналом на предприятии 46 3.1 Анализ проблем и выявление путей их решения 46 3.2 Совершенствование инновационного механизма управления персоналом 55 3.3 Экономическая эффективность внедряемых инноваций 59 Заключение 66 Список использованной литературы 69 Приложения 73
Глава 1. Система управления персоналом – сущность, роль,
возможности использования инновационных механизмов управления
Под персоналом понимается полный личный состав наемных работников[1]. Та его часть, которая
состоит в штате организации, называется кадрами.С точки зрения статистики персонал (кадры) характеризуются
структурой, численностью и в целом и по отдельным группам.
С точки зрения
производственных отношений, иными словами, по той роли, которую
работники играют в организации и в процессе достижения ее целей, те же термины
называют уже совершенно иные понятия[2].
Сегодня персонал является стратегическим фактором, определяющим
будущее организации, что превращает его в человеческие ресурсы —
совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью,
интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. Причем если прежде
деятельность работников определялась потреблением других ресурсов (прежде всего
машин), то сегодня положение стало диаметрально противоположным: эффективность
их использования всецело зависит от людей[3].
Переход от управления персоналом к управлению человеческими
ресурсами означает движение:
-от узкой специализации и
ограниченной ответственности к широким профессиональным и должностным
профилям;
-от спланированного карьерного пути
к гибкому выбору траектории профессионального развития;
-от контроля персонала к созданию
возможностей его развития;
-от закрытого к открытому отбору специалистов.
Именно необходимость учета личностного фактора приводит к
постепенной трансформации управления персоналом в управление человеческими
ресурсами и служит границей между этими понятиями.
Американские специалисты говорят о стоимости приобретения человеческих
ресурсов (наем, обучение, адаптация, повышение квалификации),
восстановительной стоимости (переобучение, повышение квалификации)[4].
Рассмотрение персонала как человеческих ресурсов означает.
Во-первых, индивидуальный подход ко всем работникам в пределах
общности интересов их и фирмы.
Во-вторых, осознание проблемы дефицита высококвалифицированных
кадров, борьба за их привлечение.
В-третьих, отказ от представлений о персонале как даровом благе, не
требующем затрат со стороны работодателя.
В-четвертых, анализ и регулирование групповых и личностных
отношений, кадрового потенциала, управление конфликтами, обеспечение
требований психофизиологии, эргономики и проч.[5]
Перечисленные подходы к определению места и роли персонала в
деятельности предприятия представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Подходы к
рассмотрению персонала как человеческих ресурсов[6]
Система
Человек-ресурс
Человек-личность
Экономическая
Управление трудовыми ресурсами (humanlabormanagement)
Управление персоналом (personnelmanagement)
Социальная
Управление человеческими ресурсами (humanrecoursesmanagement)
Причинами принципиально иного отношения к работникам в
постиндустриальном обществе (т.е. определение работников как человеческих
ресурсов, а не кадров или персонала) являются следующие:
1.Изменение содержания труда, обусловленное внедрением качественно новых
(прежде всего информационных) технологий. Показателен в этом смысле девиз IBM: «Машина работает —
человек думает».
2.Снижение возможностей контроля над исполнителями и необходимость в
связи с этим широкого введения самоконтроля.
3.Повышение требований к качеству во всех его ипостасях.
4.Широкое распространение коллективной и командной организации труда.
5. Значительное повышение образовательного и культурного уровня
населения. Сегодня на Западе средняя продолжительность получения образования
населения доходит до 12—13 лет.
6.Общая демократизация социально-экономической жизни общества.
7.Рост стоимости рабочей силы.
8.Увеличение неопределенности и скорости протекания экономических процессов,
темпов изменений.
9.Обострение глобальной конкуренции, существенно поднявшей планку требований
к работникам.
10.Опыт передовых
компаний, добившихся значительных экономических успехов за счет персонала
(например, в Японии)[7].
Наконец, работников можно рассматривать с экономической точки
зрения, а именно участия в создании конечного результата, богатства.
В основе концепции
человеческого капитала лежит подход к человеку — индивиду, рационализирующему
и оптимизирующему свое поведение исходя из принципа экономической
целесообразности (максимум выгоды). Человеческий капитал представляет собой
совокупность имеющихся у людей профессиональных способностей, навыков, знаний
и мотиваций, поэтому
[1] Экономика
предприятия/В.Я.Хрипач, Г.3.Суша, Г.К.Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача.- М:
Новое знание, 2006. - 384с.
[2] Экономика
труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П.
Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 2006. - 623с.
[3] Слезингер
Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006,
- 336 с.
[4]Рофе А. И. Научная организация труда: Учеб.пособие
дляэкон.вузов и фак / Рофе Александр Иосифович; Акад.труда и социальных
отношений. - М.: Изд-во "МИК", 2009. - 318с.
[5]Рофе А. И. Научная организация труда: Учеб.пособие
дляэкон.вузов и фак / Рофе Александр Иосифович; Акад.труда и социальных
отношений. - М.: Изд-во "МИК", 2004. - 318с.
[6] Одегов
Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник. – М.: Финстатинформ, 2006.
– 708с.
[7] Экономика
и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.;
Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288с.