Теория управления и, прежде всего, управления людьми в процессе производственной деятельности, описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривал теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов [2, с.57]. Он выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличии от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.
Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.
Выделенные Р. Скотом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Джоржа – младшего (табл. 1.1) [11,с.143].
Таблица 1
Эволюция теории управления персоналом
Вклад в развитие науки |
Выдающиеся представители |
Внешняя среда |
Классическая школа |
Научное управление; система контроля; хронометраж;
Изучение движений; функции управления; административная теория |
Гант (1908), Тейлор (1911), Гилберт (1914), Черч (1914), Файоль (1916), Муни и Рейли (!931), Девис (1935), Урвик (1943), Гьюлик (1943). |
Рост размеров организации; рост рынка товаров и услуг; первая мировая война; депрессия; постиндустриальная революция; снижение роли собственника в управлении; рост влияния профессиональных менеджеров. |
Продолжение таблицы 1
Вклад в развитие науки |
Выдающиеся представители |
Внешняя среда |
Поведенческая школа |
Партисипативный подход; прикладная мотивация; хоторнские исследования; управление в целом.
|
Ротлисбергер (1939), Барнард (1938), Мэйо (1945), Друкер (1945), Макгрегор (1960), Ликерт (1961). |
Вторая мировая война; рост профсоюзов; потребность в подготовленных менеджерах. |
Школа управленческой науки |
Исследование операций; моделирование; теория игр; теория решений; математические модели. |
Черчмен (1957), Марч и Саймон (1958), Форрестер (1961), Райфа (1968). |
Рост размеров корпораций,; конгломераты; “холодная война”; спад производства; военно-промышленный комплекс. |
Ситуационный подход в управлении |
Динамическое окружение; органикомеханистическая теория; матричные разработки; социальная ответственность; организационные изменения; информационная система. |
Бернс Сталкер (1961), Вудфорт (1965), Томпсон (1967), Лоуренц и Лорш (1967). |
Расширяющаяся экономика; космическое соперничество; высокотехнологичные продукты; война во Вьетнаме; борьба за гражданские права; рост числа профессий, требующих высокой квалификации. |
|
|
|
|
|
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также
|