Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Роль политики и технологий мотивации в системе государственной службы…………………………………………..6 1.1.Эволюция методологических подходов управления кадрами ……6 1.2. Сущность и содержание кадровой политики и современных технологий мотивации ……………………………………..15 1.3. Основные методы и функции мотивации персонала ………………26 Глава 2. Анализ системы мотивации в системе государственной службы на примере администрации г.Пущино Московской области. . .37 2.1. Организационно-экономическая характеристика …………………37 2.2. Анализ кадровой политики и технологий в области развития и аттестации персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.3. Анализ системы мотивации персонала в системе государственной службы.. …………………………………………………..59 Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала в системе государственной службы..69 3.1. Совершенствование методов управления персоналом в системе государственной службы ……………………………………….…69 3.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности мотивации персонала ………………………………………………………..81 3.3. Рекомендации по совершенствованию информационных технологий кадрового менеджмента……………………………………….88 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...96 Список литературы…………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …100 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .…105
Глава 1. Роль политики и
технологий мотивации в
системе государственной службы
1.1.Эволюция методологических подходов управления кадрами
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное
преимущество любой организации в системе государственной службы. В ХХI
векеэта максима, по оценке зарубежных
аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства,
поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в
рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное
развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования
ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом
и управление человеческими ресурсами в процессе своей эволюции прошло несколько
стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом
этапы этого развития представлены в приложение 1. Существует четыре основных
школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и
как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих
отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория случайности
(Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с научной точки
зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется
наличием самых разнообразных подходов и концепций. На рисунке 1.1. приводится обзор
различных концепций управления персоналом.Некоторые ученые называют такие школы, как: школа научного управления, административная
школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления
(количественная школа).
Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что
они привнесли в практику управления персоналом.
Рис. 1.1. Обзор концепций управления
персоналом
Основателем школы научного управления считают американского
инженера (1856–1915гг.). Он стоял у истоков создания современного менеджмента.
Но в отличие от многих специалистов, разрабатывающих управленческие теории,
Тейлор был не ученым-исследователем, а практиком: сначала рабочим, затем
менеджером, а впоследствии главным инженером в сталелитейной Администрации.
Создатели данной школы основывались в своих подходах на двух принципах.
Первый - принцип вертикального разделения труда- за менеджером должна быть закреплена функция планирования,
а за работником - функция исполнения поставленной задачи.
Второй принцип - принцип измерения труда. Суть его заключается в том, что, используя наблюдения,
замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции
ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Методы научной
организации труда позволили существенно сократить затраты живого труда, что
способствовало значительному повышению производительности труда работников [15,
с. 45].
Учитывая важность применения на практике методов научной
организации труда (НОТ), Ф.Тейлор сформулировал на основе этих методов новые обязанности администрации.
Основным недостатком системы Ф.Тейлора представляется то, что она в своем
первоначальном виде была рассчитана на дисциплинированных рабочих. Тем не
менее, на современном этапе развития науки и практики управления персоналом
принципы научного управления по-прежнему являются прогрессивными и актуальными.
Кроме того, Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой
производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Для
поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил
использовать "прогрессивную” систему оплаты труда[1].
Для работ наиболее известного ученика Ф.Тейлора Г.Ганнта
(1861–1919гг.) характерно утверждение о том, что рабочему человеку должна быть
предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник
существования, но и состояние удовлетворенности. В 1901году Г.Ганнт разработал
первую систему оплаты качественного досрочного выполнения производственных заданий.
С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более чем
в два раза. Г.Ганнт считал, что "проблема человеческого фактора является одной
из важнейших проблем менеджмента”[15, с. 55]. Ганнт является первооткрывателем
в области оперативного управления и календарного планирования деятельности
предприятий; он разработал целую систему плановых графиков.
Одним из последователей Тейлора является и известный
американский ученый Гаррингтон Эмерсон (1853–1931гг.). Он разработал штабной
принцип управления, при этом уделил большое внимание персоналу, отмечая
необходимость управления им. Эмерсон один из первых заявил о необходимости
должности "менеджер по персоналу”. В целом заслуга Тейлора, Ганнта, Форда и
других сторонников данной школы в развитии управления персоналом как одного из
направлений менеджмента заключается в утверждении следующих принципов:
[1]Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: -
М.: Высш. школа, 2008. – с. 45.