1586. Менеджмент. Проблемы организации деятельности венчурных предприятий в России
Диплом |
25.06.2010, 14:27
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение стр. 3-5 Глава 1. Механизмы и условия развития инновационной деятельности малых венчурных предприятий стр. 6-44 1.1. Перспективы и специфические особенности развития венчурных фирм и организаций малого инновационного бизнеса в России стр. 6-14 1.2. Механизм организации венчурного финансирования малого инновационного бизнеса стр. 15-29 1.3. Анализ привлекательности и рискованности проекта стр. 30 - 37 1.4. Обеспечение условий развития венчурного предпринимательства в России стр. 38-44 Глава 2 Экономические условия организации развития венчурного бизнеса в России на примере технополиса «Зеленоград» стр.45-71 2.1. Основные элементы инновационной структуры г. Зеленоград стр.45-51 2.2. Примеры технопарковых структур города Зеленоград и анализ их деятельности стр. 52- 69 2.3 Основные проблемы и предложения по их решению стр. 70-71 Заключение стр.72-74 Список литературы стр.75-79
Глава 1. Механизмы и условия развития инновационной
деятельности малых венчурных предприятий
1.1. Перспективы и специфические особенности развития венчурных фирм и
организаций малого инновационного бизнеса в России
Смысл венчурного (рискового) бизнеса в том, чтобы предоставить средства
компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть пакета
акций, который венчурный инвестор продает через несколько лет после вступления
в бизнес за цену, многократно превосходящую первоначальные вложения. Продажа
акций называется "выходом".
Венчурный бизнес может принести колоссальную прибыль - или закончиться
провалом. Американская и европейская экономики в немалой степени обязаны своим
ростом в конце ХХ века именно расцвету венчурного бизнеса.
О том, насколько развитие венчурного бизнеса выгодно экономике,
свидетельствует хотя бы тот факт, что в США только за период с 1990 по 1995 гг.
частные инвесторы вложили около 130 млрд. долл. в развитие новых перспективных
фирм, впервые предложивших свои акции на фондовом рынке. Эти средства
инвестируются, как правило, в расчете на рост курсовой стоимости в течение
длительного периода. Они не будут лежать в "чулке” или давить на бюджет через
рынок государственных облигаций, а станут работать на развитие производства.
В отечественных условиях до недавнего времени практики применения
механизмов венчурного инвестирования не существовало. Так было, например, в
начале перестройки в 1985 году, когда проблема интенсификации
научно-технического прогресса для вывода экономики из кризиса поднималась на
самом высоком уровне, но необходимые для венчурного бизнеса экономические
условия полностью отсутствовали.
Так было и в 1988 году, когда в стране стали появляться первые
коммерческие банки (мало кто сегодня помнит, что они создавались тогда как
банки для поддержки инновационной деятельности и некоторые до сих пор сохраняют
в своем названии реликтовое буквосочетание "ин”). Автору пришлось даже показать
в статьях того периода, что подобные инновационные банки будут нежизнеспособны,
если не начнут заниматься традиционным для банков коммерческим кредитованием.
Так было и в 1992 году, когда начавшаяся в России радикальная
экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы,
но еще не существовало цивилизованного фондового рынка.
Так было и в 1994-1995 гг., когда заходивший временами за отметку 20 % в
месяц уровень инфляции делал любые инвестиции на срок больше нескольких недель
экономически бессмысленными.
Лишь в последние годы можно с определенной осторожностью говорить о том,
что в России, наконец, складываются условия, позволяющие, при сохранении
политической и экономической стабильности, надеяться на успешную адаптацию
венчурного механизма в ближайшие годы.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1997 году. Правда, в
основном не российскими предпринимателями, а Европейским банком реконструкции и
развития (ЕБРР) и другими международными финансовыми институтами. И не в
области финансирования инициативных предпринимательских проектов, а в целях
вывода из кризиса и повышения эффективности работы приватизированных
предприятий. Впрочем, это тоже одно из традиционных направлений венчурного
бизнеса.
В декабре 1997 году стало известно о создании в России первого венчурного
фонда с государственным участием для поддержки научно-технических проектов и
привлечения частного капитала в развитие высоких технологий под государственные
гарантии. Хотя активная роль и непосредственное участие государства в этом
проекте порождает немало вопросов и критических суждений, важен сам факт
движения вперед в том направлении, которым двигаются другие индустриально
развитые страны.
С этого момента уже многое зависело от первых результатов деятельности
инвесторов рискового капитала. А так же от того, насколько эта деятельность
найдет понимание и получит поддержку в органах власти. Ведь без благоприятных
условий и, в частности, как показывает мировой опыт, без определенных налоговых
льгот для долгосрочных инвестиций с высокой степенью риска, венчурный бизнес
очень быстро увянет, как цветок на морозе [8].
В качестве негативного примера можно упомянуть о том, что увеличение в
США в ходе налоговой реформы 1969 года ставки налога на прирост капитала в
результате операций с ценными бумагами с 25 до 49,1 % в считанные годы свело
фактически на нет американский рынок венчурного капитала. Только снижение
ставки этого налога сначала до 28 % в 1978 году, а затем до 20 % (для
индивидуальных инвесторов) в 1980 году и снятие ограничений на рисковые
инвестиции для пенсионных фондов позволило в начале 80-х годов изменить
ситуацию в лучшую сторону.
Для обеспечения развития венчурного финансирования в России в конце
1990-х годов необходимо было резко снизить ставку