1. Специфика социальной работы. Формы и методы решения социальных проблем
Любая деятельность имеет свою специфику, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Деятельности социального работника, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).
Объектом деятельности социального работника являются люди, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся социальные субъекты с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество людей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти социальные субъекты требуют особой заботы общества.
Профессиональная задача деятельности социального работника в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального работника. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.
Содержательно задачу деятельности социального работника соответственно можно определить как помощь в интеграции человека "в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации человеку. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни социальному субъекту, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.
Следовательно, целью деятельности социального работника является создание условий для психологического комфорта и безопасности человека, нуждающемуся в помощи, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный работник должен хорошо представлять особенности развития социального субъекта и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что социальный субъект, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному работнику. Поэтому социальный работник часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на человека, чтобы помочь ему.
Следует помнить, что объектом деятельности социального работника является человек как социальный субъект, независимо от возраста, однако в процессе деятельности социальный работник и его подопечный вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых его клиент является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального работника или других специалистов.
Поскольку деятельность социального работника, в первую очередь, связана с диагностикой проблем социального субъекта и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).
В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем человека, нуждающегося в социальной помощи.
|