Особенностью концепции государственной социальной поддержки 90-е годы является ее направленность на "стабилизацию уровня жизни граждан", тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления. Осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты, предлагается дифференцированная поддержка и социальное обеспечение. Приоритетными учреждениями социального обслуживания становятся нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей …). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения, в соответствии с утвержденным перечнем, а основной аспект делается на привлечение средств граждан.
Происходящие в обществе изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно-политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения.
Стратегически важнейшими на направлении оптимизации социальной работы в России в начале 90-х годов оказались следующие задачи:
а) завершение коренной реформы пенсионного обеспечения, переход к более гибкой системе формирования и осуществления гарантий пенсионного обслуживания, при котором государство берет на себя ответственность только и главным образом за пенсии больным, инвалидам, нуждающимся семьям, а также за организацию деятельности, осуществление системы пенсионного обслуживания в целом, совершенствование правовых основ пенсионного обслуживания. Весь спектр других проблем пенсионной поддержки решается отраслевыми профсоюзами, отдельными фирмами, фондами, частными лицами. Формируется разветвленная сеть пенсионного страхования;
б) реконструкция системы медицинского обслуживания населения, в котором также сокращается доля полномочий и ответственности государственного сектора и возрастает роль частной практики, страховой медицины, кооперации частных, государственных и акционерных форм организации медицинского обслуживания нуждающихся;
в) повышение эффективности и завершение модернизации практики социального обеспечения, опирающегося пока по преимуществу на систему учреждений государственного управления социальным обслуживанием. В нем тоже постепенно возрастает доля участия отдельных фирм, частных и акционерных предприятий, коллективных хозяйств. Этот процесс в России отчасти начался еще в годы административнодирективного управления (1965-1985 гг.), когда, например, в колхозах развернулось массовое строительство домов для престарелых, интернатов, открытие других учреждений социального обслуживания;
|