История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет.
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году.
После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри.
Конец эпохи нищелюбия пришелся на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся.
Период с 1861 по 1917 гг. принято считать временем расцвета российского предпринимательства. Впервые за всю предыдущую и последующую историю России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых качеств.
Почему же социальная работа возникла в России не в начале ХХ столетия, как в странах Запада, а в его конце?
Можно выделить две причины, по которым социальная работа не возникла в России в начале XIX в. Первая связана с огосударствлением общественной жизни после октября 1917 г. Вторая причина - благотворительность всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, является завуалированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву.
В отличие от стран Запада, которые в начале ХХ в. развивали у себя профессию социального работника, Советская Россия в решении помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути.
Методологические проблемы историографии социальной работы в России образуют три направления исследований:
§ понятия социальной работы;
§ периодизации процесса помощи;
§ источников, необходимых и достаточных для осмысления социальной работы как культурно-исторического феномена.
Термин «социальная работа», используемый во многих отечественных научных журналах, появился в широкой научной практике сравнительно недавно, в конце 80-х – начале 90-х годов. Перенесенный из научной традиции американской системы помощи, он сыграл свою как позитивную, так и негативную роль.
Традиционно в американской литературе семантическое значение термина «социальная работа» раскрывается как специфическое научное знание и как профессиональная деятельность в обществе. Переход термина с данным значением в отечественную и общественную практику привел к тому, что подходы к научному познанию и к профессии, потребность в которых ощущалась в результате появления новых социально-экономических традиций, обусловленных разрушением единого геополитического пространства СССР, носят ориентацию, свойственную скорее американской системе помощи. Некритическое присвоение термина, несмотря на объективность процесса его перенесения, размывает именно отечественные ориентиры как научного познания, так и общественной практики.
Формируясь как самостоятельная научная парадигма, социальная работа вызвала у отечественных авторов достаточно большой разброс мнений относительно области ее познания. Одни исследователи предлагают положить в ее основу изучение механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида, другие – социальную деятельность, изменяющуюся под влиянием различных факторов, третьи – социальные отношения, возникающие в результате взаимодействия клиента и социальных служб. Отсутствие четко определенной области познания социальной работы осложняет осмысление ее исторической практики, поскольку при столь разных подходах достаточно трудно реконструировать исторический аспект существования выделяемых феноменов.
Еще одна грань проблемы раскрывается при попытке редуцировать смысловое значение понятия в контексте иного феноменологического ряда, понятийного поля. Определяющую роль при этом играет акцент на первую часть термина – социальная, социальность. Это приводит к тому, что смешиваются познавательные ориентиры, которые направляются не нам сам процесс, а на определяющие его условия. В результате все многообразие социальной работы сводится к одной из ее форм – социальной практике, понимаемой в контексте социальной истории.
|