1620. Формирование и реализация стратегии корпоративного развития
Диплом |
01.07.2010, 16:09
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава 1. Современные подходы к формированию стратегии корпоративного развития 5 1.1 Подходы к обоснованию выбора стратегии корпоративного развития 5 1.2 Обоснование применения стратегии органического роста при корпоративном развитии 13 1.3 Стратегия развития компании, основанная на R&D 16 1.4 Развитие компании, основанное на слиянии и поглощении 20 Глава 2. Формирование стратегии корпоративного развития 31 2.1 Подходы к разработке миссии и целей стратегического корпоративного развития 31 2.2 Разработка программы корпоративного стратегического развития 41 2.3 Бюджетирование, как инструмент разработки корпоративной стратегии 48 2.4 Организационная культура, как современный эффективный инструмент корпоративного развития 63 Глава 3. Подходы к формированию и реализации стратегии компании (на примере ООО «Ван Мелле») 87 3.1 Разработка методики управленческого аудита и проведение аудирования (на примере ООО «Ван Мелле») 87 3.2 Подходы к формированию стратегии развития компании ООО «Ван Мелле» 100 3.3 Разработка программы реализации предложенной стратегии управления 107 Заключение 114 Выводы 118 Список использованной литературы 120
В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 60-е
годы ХХ века, когда были разработаны и внедрены структуры и модели
стратегического управления. Огромный вклад в становление и развитие этого
раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, И. Ансофф, С. Арджирис, П. Друкер,
Дж. Куинн, Г. Минцберг, Т. Питерс, М. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге,
А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К.
Эндрюс. С их работ началась сначала классическая теория сначала стратегического
планирования, а затем и стратегического управления.
Среди родоначальников стратегического управления – далеко не только
теоретики. Хотя почти каждый из названных ученых добился значительных успехов
не только в теории, но и практике применения своих идей, отдельно следует
отметить деятельность консалтинговых фирм – прежде всего, «Бостон Консалтинг
Групп», «Мак Кинзи», «Артур Д. Литтл». Названия этих фирм стали брендами, благодаря
разработанным и впервые использованным ими новаторским инструментам
стратегического планирования и управления, новым методам решения стратегических
проблем развития организаций[1].
Официальной датой рождения стратегического управления принято считать
1973 год, когда в Нэшвилле (США) была проведена первая международная
конференция по стратегическому менеджменту. Первые книги о нем появились
десятилетием раньше, а уже в 1972 г. Стратегический менеджмент признали и стали
практиковать мировые лидеры среди предприятий – General Electric, IBM, Coca
Cola и другие.
Игорь Ансофф, родоначальник стратегического планирования и
управления, опубликовал ряд фундаментальных работ в данной области: «Стратегия
корпораций» (Нью-Йорк, 1965), «От стратегического планирования к
стратегическому управлению» (Нью-Йорк, 1976), «Основы стратегического
управления» (Нью-Йорк, 1979), множество статей. В России переведены и широко
известны его работы «Стратегическое управление» и «Новая корпоративная
стратегия».
Одна из концептуальных проблем – описание содержательных
характеристик стратегического управления в ряду различных типов менеджмента.
Стратегический менеджмент противостоит тактическому, а предпринимательский тип
поведения – приростному. Приростной тип характеризуется как количественный
рост, когда развитие предполагает минимальные изменения относительно
традиционного состояния, а предпринимательский тип – целенаправленное
стремление к изменениям, обеспечивающим положительные перспективы развития.
Конечными результатами стратегического управления объявляются сначала новое
качество и уровень роста системного потенциала для достижения целей организации
в будущем, а вслед за этим – новая структура, обеспечивающая организации нужную
чувствительность и быструю адаптацию к перспективным изменениям внешней среды,
которая становилась все более динамичной, сложной, слабопредсказуемой.
Стратегический план принципиально отличается не только от
тактического, но и от отождествляемого с ним долгосрочного плана. Отличие
заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта
планирования, а, прежде всего, в выборе вектора планирования[2].
Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора
анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Кристаллизация
принципиальных элементов концепции стратегического планирования была во многом
связана именно с поиском путей преодоления ограничений системы долгосрочного
планирования, четко проявившихся в неопределенности параметров общего развития.
Здесь отсутствует предположение о том, что будущее можно изучить методом
экстраполяции. Собственно в различном понимании роли внешних факторов
заключается основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от
стратегического.
Это и вызывает сегодня у руководителей основные методологические
трудности: как планировать «от базы» - знают все, а вот как выстраивать план
своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем, – знают не
все.
К девяностым годам вместе с изменением общей парадигмы управления большинство
организаций по всему миру начали переход от стратегического планирования к
стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как
комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих
долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих
гибкое реагирование организации на изменение внешних условий, которое может
повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и
корректировку общего направления развития.
Таким образом, новое понятие стратегического управления не отменяет
прежние ориентиры, но уточняет акценты, включая в рассмотрение процессы
реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии
– это ключевая часть стратегического управления, так как стратегическое
планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Нельзя
довольствоваться лишь продуманными целями и задачами. Цели – условие достижения
успеха, и только то хорошее существует, что создано[3].
Для современных предприятий
актуально необходимым становится овладение методологией стратегического
менеджмента в силу целого ряда
[1]Мальков А.А. Оценка экономической
эффективности внедрения автоматизированной CRM-системы / Из материалов конференции «Теория
и практика управления предприятием». М., 2002
[2]Марк Д., Макгоуэн К. Методология структурного
анализа и проектирования (SADT). 1993
[3] Портер
М. Конкуренция.: пер. с англ.: Уч. пос. – М.: «Вильямс»,2000. -495 с.