Введение В процессе труда большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или в данной социальной группе. Вместе с тем каждый из нас иногда нарушает такие правила и нормы, а некоторые делают это довольно часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. К отклонению можно отнести очень многое: от невыполнения своих профессиональных обязанностей до преднамеренного убийства. А то, каким образом в процессе взаимодействия с нами реагируют на наши нарушения в сфере труда те или иные индивиды или общество в целом, свидетельствует о степени серьезности таких нарушений. Иначе говоря, в сфере труда часто складывается ситуация, когда необходимо каким-то образом оценить и квалифицировать поступки людей. Такая оценка осуществляется через систему социального контроля. Взаимодействие с другими людьми, особенно с теми к кому мы привязаны профессиональными отношениями, сотрудничества, уважения и т.п., является очень важным, по существу, главным каналом осуществления социального контроля, т.е. коррекции поведения одних членов общества (групп) взглядами, оценками, действиями, санкциями других членов общества. В качестве же наиболее масштабного, повсеместно действующего средства социального контроля выступают принятые в обществе (группе) социальные нормы и правила. Как установил еще Э.Дюркгейм, эти нормы и правила, выработанные коллективным сознанием и существующие вне индивида, способны оказывать на индивидуальное сознание и поведение принуждающее воздействие, поскольку обладают принудительной силой по отношению к ним. Поэтому культура, одним из важнейших компонентов которой является совокупность действующих в обществе ценностей, норм, правил, образцов поведения, к требованиям которой мы социализируемся в процессе становления нашей личности, формирует наше поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Данные ценности и нормы и предопределяют корректирующее влияние других людей и общностей на наше поведение в процессах межличностного и межгруппового взаимодействия. Именно в таком взаимодействии и реализуется неформальный, неофициальный социальный контроль в сфере труда. Ведь именно здесь во взаимодействии с другими большинство из нас воспринимает действующие в обществе нормы, интериоризирует, т.е. переносит их в наш собственный внутренний (духовный) мир в качестве стандартов поведения, соответствующих господствующим ценностям и нормам. В большинстве случаев мы не замечаем, а по этой причине и не задумываемся о принуждающей, корректирующей и контролирующей наше поведение силе действующих в обществе ценностей и норм. Но как только мы совершаем отклонения от нормы, сразу же взаимодействие с другими убеждает нас в том, что такое принуждение существует, и чем серьезнее совершенное нами отклонение (девиация), тем суровее санкция, которую может применить к нам общество или специально созданный для этого социальный институт - милиция, суд, тюрьма и т.п. Вот здесь-то мы и подошли к пониманию сущности социального контроля как способов регулирования трудового поведения, способов и форм его осуществления, его роли в жизни общества и личности. 1. Понятие социального контроля в социологии Термин "социальный контроль" введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Он первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т.е. соответствующему нормам общества поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, был тесно увязан с процессами социализации личности. Американские социологи Э.Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и, вследствие этого, "здоровый" социальный порядок. Р. Парк выделял три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные) санкции; 2) общественное мнение; 3)социальные институты.
|