Введение Хомяков Алексей Степанович - русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Заслуги Хомякова в русской философии достаточно велики. Эссе Хомякова "О старом и новом" (1839) положило начало оформлению славянофильской идеологии. Сформулировал идею "соборности": духовная связь должна "соборно" объединять членов церкви "в любви и истине". Сохранение соборного начала в жизни русского народа (ее аналогом выступает древний славянский институт – община) служит для Х. теоретическим основанием для вывода о всемирно-историческом значении русской нации. Источником действительности считал "волящий разум". Развил концепцию о цельном знании ("живознании"), в котором реализована полнота духовного опыта. Историософская часть философии Хомякова включает признание действия двух начал: кушитства и иранства, последнее из которых - символ свободного духа, а первое - выражение преобладания вещественного начала. Славянофильская концепция разрабатывалась Хомяковым совместно с И.В.Киреевским, затем к ним примкнули Ю.Ф.Самарин и К.С.Аксаков. Сочинения: "Церковь одна", "Несколько слов православного христианина", "Записки по всемирной истории", "По поводу Гумбольдта", "По поводу статьи И.В.Киреевского", "О современных явлениях в области философии". История философии Хомякова представляет собой подразделение всех действующих в истории сил на два основных класса - иранство, то есть религия свободы и свободного духа,и кушитство, религия необходимости и подчинения земному началу. Наиболее ярко иранство выразилось на православном Востоке, кушитство - на католическом Западе. С нашей теперешней точки зрения во всем этом много наивного и некритического, одноко во многихотдельных его рассуждениях чувствуется неопровержимая интуитивная достоверность, которая не может быть опровергнута средствами какой - либо науки . Цель работы – охарактеризовать общественно-политические воззрения А.С. Хомякова. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены основные социально-политические и религиозные взгляды философа-славянофила. Глава 1. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова 1.1. Формирование общественно-политических взглядов А.С. Хомякова. Непосредственным преемником Киреевского в области философии был Алексей Степанович Хомяков — наиболее выдающаяся личность среди славянофилов. Он родился 1 мая 1804 г. и умер от холеры 23 сентября 1860 г. Подобно Киреевскому, Хомяков принадлежал к классу дворян-землевладельцев. Его мать, Мария Алексеевна, была Киреевской по рождению. Хомяков говорил, что именно своей матери он обязан непреклонной верностью православной церкви и верой в русский национальный дух. Мать Хомякова обладала сильным характером. Когда ее муж проиграл более миллиона рублей в карты в московском английском клубе, она взяла в свои руки управление имениями и возвратила все фамильные богатства. В ознаменование освобождения России от Наполеона в 1812 г. она на собственные сбережения построила церковь. Это было проявлением ее патриотизма. Еще мальчиком Хомяков был глубоко религиозен. В семилетнем возрасте его привезли в Петербург. Он нашел этот город языческим и решил быть в нем мучеником за православную веру. Почти в это же время Хомяков брал уроки латыни у французского аббата Буавэна (Boivln). Найдя опечатку в папской булле, он спросил своего учителя: «Как вы можете верить в непогрешимость папы?» Хомяков был страстным приверженцем освобождения славян и не переставал мечтать о их восстании против турок. В семнадцатилетнем возрасте он бежал из родного дома, чтобы принять участие в борьбе греков за независимость, но был задержан в окрестностях Москвы.
|