Глава 1. Современные аспекты
качества и эффективности
медицинской помощи в
условиях лечебно - профилактического комплекса РФ
1.1. Современные положения о
критериях качества
Государственная
политика в сфере здравоохранения направлена на обеспечение качества и
доступности медицинской помощи. Государство в рамках бюджетного финансирования
отрасли, в рамках Национального проекта «Здоровье» и федеральных целевых
программ снабдило систему здравоохранения дополнительными ресурсами: повысило
заработную плату медработников (начиная с первичного звена), улучшило
материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), создает
высоко технологические медицинские центры на территории всей страны.
Для
обеспечения качества и доступности медицинской помощи улучшение лишь ресурсной
базы недостаточно, существенное условие - повышение эффективности работы всей
системы в целом и каждого поставщика медицинских услуг в частности. Система
здравоохранения и каждая медицинская организация должны совершенствовать
алгоритмы своей деятельности. Успехи в улучшении результатов деятельности
развивающихся систем должны периодически оцениваться для корректировки вносимых
изменений [16, с. 45].
Методика
оценки результатов деятельности должна соответствовать методологическому
обеспечению проводимых в системе здравоохранения преобразований, что ставит
задачу определения методологической базы, как самой реформы, так и мониторинга
и оценки результатов усовершенствований.
Лучшей на
настоящий момент методической базой повышения эффективности и качества системы
здравоохранения в большинстве стран признана методология управления качеством
медицинской помощи. Европейское бюро ВОЗ издало документ, в котором
анализируется опыт стран по созданию систем управления качеством: «Основы для
разработки национальных стратегий по усовершенствованию качества в системах
здравоохранения» [13 ,с. 42]. Первая часть этого документа в общих чертах
описывает ценности, формы, и концепции, которые влияют на выработку
национальных подходов к обеспечению качества, наряду с международным влиянием
таких организаций, как Совет Европы, Европейский Союз и Европейское
региональное бюро ВОЗ. Во второй части предлагаются структура и принципы
национальной стратегии по качеству, даются примеры политики, организации,
методов и ресурсов которые могут применяться в процессе создания институтов
качества в государствах-членах Совета Европы.
Оценка качества и
эффективности медицинской помощи в РФ основана на сопоставлении фактически осуществленных
мероприятий и достигнутых результатов с установленными "стандартами"
или "эталонами" и являются одной из важнейших функций управления
здравоохранением на различных уровнях. Названные стандарты устанавливают
требования к качеству профилактики, диагностики заболеваний, лечения,
оздоровления и реабилитации больных и инвалидов (по законченным случаям) в
амбулаторно–поликлинических и стационарных условиях.
Так как медицинские
услуги при рыночных отношениях становятся товаром, они, как и любой товар,
обладают потребительскими свойствами, одним из которых является качество.
Структура, процесс и результат – общепризнанные компоненты организации
лечебного процесса – также являются основными при определении качественного
соответствия эффективности деятельности производителя медицинских услуг.
Качественной медицинской услугой считается та, которая соответствует
достижениям современной науки и передовой практики, положительно влияет на
здоровье пациента и удовлетворяет его потребности. Иными словами, качество
эквивалентно соответствию условий проведения услуги отраслевым стандартам, что
определяется сертификатом соответствия.
В основу оценки
эффективности деятельности ЛПУ положены следующие показатели качества: качество
структуры (организационно–техническое качество ресурсов:
материально–техническая база, оснащение, кадровый потенциал); качество процесса
– соблюдение медицинских технологий (в этом смысле качество отражает полноту и
достаточность диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
качество результата – оценка результатов деятельности учреждения, отделения или
службы по показателям результативности.
Для каждой службы в
соответствии с перечисленными компонентами качества разработаны показатели и
требования, названные стандартами. Каждый показатель отражает ту или иную сферу
деятельности и порой функционально связан с целым рядом структурных
подразделений. Так, оценка материально–технической базы ЛПУ строиться с учетом
технической и материальной характеристики здания, площади на койку, наличия и
состояния централизованного отопления, водоснабжения, канализации,
характеристики транспорта, санитарно–эпидемического состояния и др.
Техническое оснащение
должно соответствовать профилю службы (отделения) и больницы в целом. Кадровый
потенциал оценивается по профессиональному уровню врачей, среднего медицинского
персонала, укомплектованности, усовершенствованию. Одновременно изучается объем
диагностических и лечебных возможностей медицинского учреждения (его
услугоемкость). Результат деятельности, организация работы и управление имеют
свои оценочные критерии. Таким образом, стандарт – это категория, отражающая
должное состояние функционирования изучаемого раздела работы[18, с. 42].
Совокупная комплексная
оценка, выведенная на основе проведенной экспертизы, в зависимости от ее
интегральной величины позволяет разделить все ЛПУ на 5 условных категорий.
|